Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

473 Н. С. Терехова, О. В. Турта Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Слобожанин КОНЦЕПЦИИ СЧАСТЬЯ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В истории философии существует многообразие подходов к пониманию счастья. На протяжении длительного времени, начиная с эпохи античности до сегодняшних дней, эта проблема исследовалась различными мыслителями. При рассмотрении данного вопроса, мы сталкиваемся с необходимостью сопостав- ления взглядов в различные эпохи. Поэтому проведённое исследование являет- ся сравнительным анализом фундаментальных концепций понимания счастья в античной философии и философии Нового времени. Его целью, соответст- венно, выступает выявление схожих и отличающих положений представленных учений. Несомненно, демонстрация результатов изучения разнообразных под- ходов к вопросу о счастье в истории европейской философии направлена на достаточно широкую аудиторию, потому что данный вопрос остается актуаль- ным по сей день. Итак, во времена античной философии уже образовались основные пути в понимании счастья, которые активно развивались в следующие эпохи, – гедо- низм, стоицизм и эвдемонизм. Гедонизм, создателем которого являлся древнегреческий философ Ари- стипп представлял собой предположение о том, что достижение счастья состо- ит в получении максимального удовольствия, вместе с тем избегая боли. Такая позиция в последующем критикуется другими теориями, утверждающими, что удовольствие – это ловушка: постоянно поддаваясь ему, человек становится полностью зависим. Стоицизм, представителями которого выступали Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий, рассматривал внутреннее состояние человека, отреченность от зем- ных чувств как ключевое условие счастья. Стоики отделили внутренний мир от внешних жизненных обстоятельств. Эвдемонизм, сторонниками которого были Платон, Аристотель, сопоставлял счастье с ведением добродетельного образа жизни. Подобной деятельностью вы- ступает поведение, направленное творение добра на благо окружающих. Важнейший вклад в установление понимания счастья внесли философы Нового времени. В своих трудах Дж. Локк полагал, что счастье субъективно и никто не может навязать человеку собственное понимание этого вопроса. Во времена Просвещения во Франции материалисты Ламетри, Гольбах, Гельвеций, опираясь на гедонистические ценности, рассматривали человека в виде телесного существа, движимого природными факторами. Известный философ XVIII века И. Кант выделял двойственность человече- ской натуры: человек, являясь частью природы, подчиняется ее правилам, но он свободен как обладатель разума.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=