Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

466 А. А. Строкова Факультет технологий и бизнеса, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ПОНЯТИЕ ЛЮБВИ В УЧЕНИИ В. С. СОЛОВЬЁВА В. С. Соловьев является одним из представителей русской философской мысли, кто в своем учении обращался к теме любви. Мыслитель определяет любовь как слияние мужского и женского начала для создания единого и выде- ляет три вида любви: нисходящую, восходящую и половую. Нисходящая лю- бовь определяется как любовь родителей к своим детям, восходящая – любовь детей к родителям. Наибольший акцент Соловьев делает на половой любви, ко- торая, по мнению мыслителя, является наивысшей степенью сближения родст- венных душ для последующего продолжения рода. Однако, он четко разделяет половую любовь и продолжение рода, ставит их в обратную зависимость друг от друга. Владимир Соловьев отмечает, что любовь бывает не только взаимная, но и неразделенная и не всегда целью любви является продолжение рода. Не- возможно установить между этим действиями прямой взаимосвязи. В работе «Смысл любви» В. С. Соловьев отмечает, что любовь является одним из высших чувств. Любовь в его понимании настолько идеальна, что та- кое проявления этого чувства встретить очень сложно. Любовь, мыслитель от- личает от «внешнего соединения», и в особенности от «физиологического». В любви не главное продолжение рода, она может быть свободной и показы- вать не только слияние двух начал, но и слияние души индивида с душой миро- вой. Осуществить это единство, сохранить свою индивидуальность, в некото- рых моментах переступить через себя, через свой эгоизм и гордость – это и является основной задачей любви. И брак, и половое влечение возможны без любви, как и любовь бывает без них. Брак и половое влечение, по мнению Со- ловьева, должны быть не основанием, а высшим завершением любви. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет человека признавать друг в друге то безусловное центральное значение, кото- рое, в силу эгоизма, он ощущаем только в самом себе. Любовь важна не как од- но из чувств, а как перенесение частички себя в другого человека, подавление эгоизма. Разумное сознание помогает человеку в его стремлении к идеалу, по- знанию собственного мира и созданию союза во имя спасения собственной ин- дивидуальности через жертву эгоизма. Жертвуя этим эгоизмом, отдаваясь люб- ви, индивид находит в ней не только живую, но и животворящую силу и не теряет вместе со своим эгоизмом и свое индивидуальное существо. Это свойст- во каждой любви, но, преимущественно – половой. Так же, в своем учении Соловьев говорит о любовью к Богу, которая явля- ется своеобразным идеалом. «Как Бог творит вселенную, как Христос созидает Церковь, так человек должен творить и созидать свое женское дополнение» [1]. Мыслитель вводит такое понятие как «верующая любовь» – любовь, основан- ная на взаимоуважении и взаимном созерцании друг друга. Основой чего явля-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=