Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

464 ской школы на выставках передвижников появляются картины на темы русской истории, наполненные реалистическим духом и высокой гражданственностью. Именно поэтому исторические картины художников-передвижников характе- ризуются глубокой психологической разработкой образов исторических деяте- лей, изображением драматических моментов русской истории. Таковы, напри- мер, произведения Н. Н. Ге – «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871); И. Е. Репина – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). В ряду исторических полотен художников–передвижников примечатель- ны, и от того стоят как бы особняком, полотна В. И. Сурикова. Картины живо- писца поражают реалистическим духом, на них впервые народ был показан как главная действующая сила истории. В исторических картинах художника, та- ких как «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боя- рыня Морозова» (1887), «Переход Суворова через Альпы» (1899), история Рос- сии показана в своем подлинном величии, в драматических ситуациях, в которых раскрываются могучие народные характеры, прекрасные и сложные душевные качества русского человека. В своем творчестве художник прослав- ляет русский народ, его стойкость и мужество, бунтарский дух и твердую веру в справедливость. Художники-передвижники внесли огромный вклад и в русскую пейзажную живопись, которая достигла наивысшего расцвета именно в живописи пере- движников – В. Д. Поленова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, В. А. Серова, И. И. Левитана. А. К. Саврасов по праву считается основателем русского лирического пей- зажа, а его знаменитая картина «Грачи прилетели», созданная в 1871 г., порази- ла общественность своей простотой и одновременно – трепетностью и тонким лиризмом. Скромный, незатейливый сюжет, близкий и знакомый каждому, по- лучил художественное воплощение и глубокое духовное содержание. Этот пей- заж отличается внешней простотой, наполненностью жизнью, возрождением, одухотворенной красотой. В картинах другого мастера пейзажа – И. И. Шишкина – русская природа предстаёт в удивительном, насыщенном, неподражаемом и мгновенно узнавае- мом облике. Произведения Шишкина «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1883), «Лесные дали» (1884), «Утро в сосновом лесу» (1889) выражают огром- ную любовь к России, ее чудесной природе и необъятным просторам. Все твор- чество художника пронизано живым и вдохновенным ощущением природы, передающим поэтический образ России во всем его реалистичном своеобразии. Продолжая характеристику творчества художников-передвижников, мож- но отметить, что И. Н. Крамской и Н. Н. Ге практически не обращались к про- заическим бытовым сюжетам. В то же время, несмотря на то, что популярность этого жанра несколько снизилась по сравнению с 60-ми годами, бытовой жанр являлся ведущим жанром в живописи. Именно в бытовом жанре наметились переломные тенденции в искусстве, которые наиболее ярко проявились в 70-е годы XIX века. Так, в первую очередь можно отметить масштабность картин по сравнению с размерами полотен 60-х годов – в этом проявилось

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=