Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

463 ва – «Знахарь на деревенской свадьбе» (1874), «Семейный раздел», (1876), «Больной муж» (1881) и др. Полотна данной тематики характеризуются особым, пристальным и мяг- ким вниманием, которое живописцы уделяют внутренней характеристике кре- стьян, умением создать выразительные и незабываемые типы, и выразить тон- кие душевные волнения, как, например, в образе крестьянина, сидящего на ступеньках крыльца. Большим психологическим воздействием обладает и пей- заж в работах передвижников, как, например, в картинах Г. Г. Мясоедова: золо- тое ржаное поле, на котором косят рожь крестьяне, легкие воздушные облака на небе, розовые отблески на горизонте – всё это рождает ощущение торжествен- ной задумчивости, ожидания важных перемен, осознание высокой духовности. Значительное место в картинах художников-передвижников занимают острые и сложные образы войны и её разрушительного влияния на судьбы рус- ских людей. Так, в картине К. А. Савицкого «Проводы на войну» (1880–1887), показана многообразная и противоречивая народная масса, представлено мно- жество людских характеров и драматических ситуаций, навеянных событиями русско-турецкой войны. Следует отметить, что помимо крестьянской тематики, ярко очерченной в работах передвижников, острой социальной насыщенностью и реалистиче- ской направленностью отличаются произведения художника-жанриста В. Е. Маковского. В его картинах, созданных в городском жанре, изображены представители самых различных классов и сословий. В таких произведениях, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «На бульваре» (1887), «Не пу- щу!» (1892), «Вечеринка» (1897), обнаруживается прекрасное и точное знание психологии человека. В то же время, художники-передвижники создали значительную портрет- ную галерею. На своих портретах живописцы изображали лучших людей Рос- сии: выдающихся деятелей искусства, науки. Многие из этих портретов были выполнены по заказу известного коллекционера П. М. Третьякова для пополне- ния коллекции его картинной галереи. Среди выдающихся мастеров портрета выделялись В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Н. А. Ярошенко, В. А. Серов. Несомненно, портретные образы передвижников отличались реа- листической направленностью, психологической глубиной, умением точного раскрытия человеческих характеров и судеб, именно поэтому в них отражалась эпоха со всеми ее достоинствами, сложностями и противоречиями. Так, портрет Ф. М. Достоевского, написанный В. Г. Перовым в 1872 г., показывает великого русского писателя в период мучительных раздумий и переживаний за судьбы «униженных и оскорбленных» русских людей. Не менее блестящими портретистами были И. Н. Крамской, И. Е. Репин, создавшие портреты Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского и других выдающихся людей искусства, наполненные внутренней значительностью образов, богатством внутреннего содержания и передающие масштаб личности героев портретов. Следует отметить, что в области исторической живописи у передвижников также проявились значительные реформаторские тенденции. Вместо псевдоис- торических полотен мифологического и религиозного содержания академиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=