Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

462 А. А. Стеценко Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, магистрант 2-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – А. И. Майоров КРУГ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В РАБОТАХ ПЕРЕДВИЖНИКОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объедине- ние – «Товарищество передвижных художественных выставок» – было образо- вано в 1870 году, и просуществовало вплоть до 1923 года. Товарищество было создано русскими живописцами и скульпторами, работавших в русле реалисти- ческого направления. «Товарищество передвижных художественных выставок» в полной мере унаследовало опыт передового искусства первой половины и середины XIX в. Появление такого творческого объединения стало важным историческим и об- щественным завоеванием русского искусства. Художники-передвижники не только восприняли и преломили достижения искусства своих предшественников, но и представили современную живопись как явление совершенно нового порядка. Следует отметить, что своеобразен и уникален процесс формирования эстетиче- ских взглядов основателей Товарищества – В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, И. И. Шишкина. Также необходимо отметить, что творческие идеалы живописцев развивались под непосредственным и мощным воздействием революционно-демократической мысли шестидесятых годов XIX века, эстетики и идейности В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Вместе с тем, в создании идейного единства и творческой направленности художников-передвижников огромную роль сыграли И. Н. Крамской и В. В. Ста- сов, в своих статьях последовательно проводивших мысль о том, что реалисти- ческое искусство призвано воспитывать в человеке чувство долга перед наро- дом, а также должно отвечать передовым стремлениям времени. Именно поэтому одно из центральных мест в творчестве художников- передвижников занимала крестьянская тема. Противоречия российского обще- ства 1870–1880-х годов обнажились наиболее остро при освещении именно на- родной жизни, поэтому к ней были прикованы взоры художников- передвижников в поисках идеала и положительного образа, а также возможно- сти решения всё более остро возникающего аграрно-крестьянского конфликта. В картинах художников-передвижников в ходе раскрытия крестьянской тема- тики, народ показан уже не только страдающим и угнетённым, как это было в 1860-е годы, но позднее живописцы обнаруживают в крестьянской жизни светлое нравственное начало, которое достойно уважения и почитания. Наиболее ярко крестьянская тема раскрыта в картинах Г. Г. Мясоедова, та- ких как «Земство обедает» (1872), «Страда» («Косцы») (1887); В. М. Максимо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=