Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

46 зависит выбор словесной или несловесной техники общения. По мнению М. Виденова, основной фактор, который определяет тональность общения и стилистический знак словесной и несловесной формулы, это наличие или от- сутствие предыдущего контакта между общающимися. Если общение происхо- дит часто во время практики, то студент и пациент становятся очень близки, формируется модель общения, в которой обе стороны равны, одинаково ответ- ственны и сознательны в каждом своем действии. Способ, с которым медицинские специалисты относятся к своим пациен- там, играет важную роль во всем лечебном процессе. Большое значение для больных при приеме в больнице имеет первоначальный контакт с медицинским специалистом. Заботливость и внимательное отношение медицинского персо- нала может расположить и успокоить пациента, что в дальнейшем приведет к более легкой адаптации пациента в больничной обстановке. Возможность вы- брать комнату и койку, в зависимости от заболевания и личности больного, то- же оказывает влияние на осуществление эффективного общение и этим снижа- ет психическое напряжение от попадания в новую обстановку и приобретения нового статуса – пациент. Все это должно быть предварительно очень хорошо усвоено студентами и наглядно им продемонстрированно, чтобы они могли ов- ладеть профессиональными умениями еще в процессе обучения. Правильно осуществленное общение ведет к завоеванию доверия пациента, он начинает делиться своими чувствами и ощущениями. Оно создает уверенность у больно- го, что никогда ни при каких обстоятельствах эта информация не будет исполь- зована ему во вред. Общение с пациентом, для будущих медицинских специалистов должно превратиться в осознанную необходимость, в осознанное овладение различны- ми моделями поведения в общении с пациентом. Знания и умения для этого приобретаются прежде всего в условиях клинической практики, когда осущест- вляется прямая связь между студентом и пациентом. Особое внимание в ней уделяется овладением не только словесной, но и несловесной коммуникации, которая имеет особенно значение в условиях реальной больничной среды. По А. Ефтимовой, носитель большого информационного заряда это взгляд, а самый человеческий несловесный сигнал это улыбка [3]. К сожалению, в данном моменте, из-за нехватки медицинских кадров, вре- мя общения с пациентами в больницах уменьшается, чтобы выделить достаточ- но время качественному исполнению медицинских мероприятий и забот. Это обстоятельство создает предпосылки для возникновения, так называемого, «барьера общения», который дополнительно портят контакты с пациентами, имеющими низкую культуру общения, и часто ведут к возникновению кон- фликтных ситуаций. Для преодоления этих проблем особое значение имеет на- правление студентов на идентификацию возможностей их возникновения или на исправление возникших барьеров общения с пациентами на основе исполь- зования различные коммуникативных умения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=