Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

457 ной зрелости; умение самооценки, самоконтроля и самоорганизация. Его отли- чительные черты: высокая скорость оперативной памяти; умение переключать внимание; быстро решает логические задачи; тягучесть в отношении формиро- вания психомоторных и других навыков; развитие нравственной и эстетической чувствительности; стабилизация характера; экономическая активность; опти- мальное развитие интеллектуальных и физических сил; ведущая позиция по от- ношению к результатам всех переходных процессов развития его личности [3]. Именно поэтому, студентов определяют как специфическую общность людей, которые занимаются целенаправленно и систематически овладением знаний, умений и навыков. В условиях высшей медицинской школы, как уже было отмечено, появля- ется и третий субъект процесса обучения – пациент в клинической практике, которая проводится в реальной больничной среде и в которой осуществляется субъектное отношение студент – пациент. Следует отметить, что он играет ис- ключительно большую роль не только в определении, но и в развитии этого процесса. Оказывает существенное влияние на целостное формирование буду- щего медицинского специалиста. В качестве субъекта, пациент определяется часто как личность, которая представляет совокупность физических, психических и социальных образов и которая входит добровольно в взаимодействие с преподавателем и студентом в процессе обучения [3, с. 60]. Это дает основание говорить о пациенте как о сложном субъекте, потому что он обладает исключительным многообразием характеристик: по полу, по возрасту, по виду и степени образования, по виду заболевания, по культурной, религиозной принадлежности и др. [3, с. 60–61]. Надо отметить, что культурные и религиозные различия часто приводят к конф- ликту ценностей, приводят к отказу от лечения и сотрудничества в процес- се обучения [1]. Все это требует планировать, организовывать и совершать такие виды дея- тельности, которые связаны с включением и участием пациента как субъекта в учебном процессе. Поведение больного в больничном заведении и специа- листы, проводящие обучение, заслуживают специального внимания с целью без- болезненного приобщения пациента для участия в учебном процессе на основе добровольного согласия. Для этой цели требуется установление гуманного отно- шения медицинских специалистов к пациенту, выражающегося в партнерстве и сотрудничестве. Независимо от этого, не надо приуменьшать зависимость ак- тивного включения пациента в процесс обучения от индивидуальных и личных качеств студентов, от их способности общаться, от мотивации оказывать беско- рыстную помощь, а также от педагогического мастерства преподавателя и его умения организовать учебного процесса в реальных больничных условиях. Пациент как активный субъект в процессе обучения должен обладать оп- ределенными качествами: коммуникативность, сознательность, отзывчивость, ответственность и др.; чтобы он мог выполнять связанные с этой деятель- ностью функции и роли, среди которых: освоение знаний; общение с препода- вателями и студентами; информирование преподавателей и студентов; оказание

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=