Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

456 тельное качество при изучении специфики партнера (учащегося, воспитанни- ка), для глубокого проникновения в сущность его тайных и переходных психи- ческих состояний, прежде всего в состояние его переживаний. Что касается пе- дагогического творчества, следует подчеркнуть, что оно тоже приобретает комплексный характер и разнообразие проявлений. Ведущий его знак это не- стандартное решение педагогических задач. Следующее качество – «педагогическая наблюдательность» представляет способность воспринимать и отмечать самые незначительные, на первый взгляд, детали объектов, и отслеживание их изменений. «Эмоциональная ус- тойчивость» определяется высокой эмоциональной нагрузкой этой профессии. Важные компоненты этого качества часто определяют следующим образом: «Уверенность в себе, чувствительность, последовательность в действиях, гиб- кая работа с психологическим материалом и др.» [3, с. 53]. В научной литературе, как главный профессиональный признак препода- вателя определяется педагогический такт. В его основе стоит мера (граница) рациональности в отношениях преподаватель – студент. Он находит отражение в умении преподавателя проявлять творчество в отношениях, владеть разнооб- разными способами общения, которые разгружают лишнюю эмоциональную нагрузку студентов [3, с. 54]. Совокупность многих качеств: справедливость, честность, вежливость, то- лерантность, терпимость, умение вести диалог и другие характеризуют педаго- гический такт преподавателя. А искусство преподавательской деятельности на- зываемое «педагогическое мастерство», связывают более всего с умением подбирать и использовать в практике самые целесообразные методы, формы и средства общения, соотнесенные конечно с поставленной целью и индивиду- альными особенностями учащихся. Подтверждение этого вывода открываем в определении Д. Денева – «каждое мастерство как презентативная деятель- ность отличается специфическими особенностями. Мастерство учителя очень сложное, так как он работает с людьми, каждый из которых отличается своими качествами и способностями, своим способом мышления, индивидуальным темпераментом, волей и характером» [3]. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что на каждом этапе меди- цинского образования основные профессиональные качества преподавателя по- стоянно меняются и обогащаются. Другой важный субъект процесса обучения это студент, который опреде- ляется и рассматривается как взрослый учащийся, потому что ему уже испол- нилось 18 лет, он сформировался как личность, которая поступила в высшую школу с ясным сознанием освоить выбранную профессию. В связи с этим об- ращаем внимание на существующие у него все особенности взрослого учащего: любознательность, креативность, внутренняя мотивация, сознательность, об- щительность, воля и др., которые помогают ему выполнять различные функции и роли: обучающегося, регулирующего, информирующего, контролирующего и оценивающего [3, с. 59–60]. Кроме этого, студент обладает специфическими характеристиками моло- дежного возраста: относительно высокая степень интеллектуальной и социаль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=