Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

455 Г. Хр. Станчева Медицинский университет г. Варны, Болгария Факультет общественного здравоохранения, ІІ курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. И. Грудева СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ Современное определение процесса обучения основывается на понимании активного взаимодействия между основными субъектами в нем – преподава- тель и студент. В условиях высшей медицинской школы это взаимодействие характеризуется наличием еще одного субъекта – пациента. Современная ин- терпретация процесса образования ведет к описанию проблемы субъектности, как основной и специфической характеристики процесса обучения в высшей медицинской школе. Процесс обучения в этих школах, кроме того что обладает всеми характерными особенностями традиционного учебного процесса, отли- чается своей особой спецификой: его направленность в области здравоохране- ния; присутствие третьего субъекта процесса обучения – пациента; обучение осуществляется как в академической, так и в реальной больничной среде; большая часть преподавателей имеет медицинское образование и т. д. Здесь следует отметить, что под «субъектом» в условиях высшего образо- вания, в широком смысле слова обычно понимается личность, которая совер- шает активную деятельность в процессе взаимодействия с другими личностями [3, с. 51]. Независимо от этого понимания и наличия трех равных субъектов в процессе обучения в высшей медицинской школе, бесспорной для всех иссле- дователей остается ведущая роль преподавателя, который не только преподает знания и формирует умения, но и мотивирует учащихся для эффективного ос- воения профессиональных компетентностей. Формирует у них гуманистиче- ское отношение к пациентам. Именно в этом заключается первая основная ха- рактеристика педагогической роли преподавателя – ее комплексность, которая со своей стороны представляет сочетание его основных функций. Вторая ха- рактеристика этой роли связанна с перемещением акцента в учебном процессе на учащегося, а третья характеристика связана с многообразием в составе груп- пы студентов и группы пациентов, с которыми преподаватель работает. Это обстоятельство требует выделить в поведении преподавателя следую- щие ведущие профессионально-личностные качества: – общительность с обязательным элементом сопереживания; – творчество как личностная черта; – наблюдательность; – эмоциональная устойчивость [3, с. 53–54]. По определению рядя исследователей, проблема такого качества как «об- щительность с обязательным элементом сопереживания» одна из самых значи- мых для педагогической профессии. Поэтому его следует понимать как обяза-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=