Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

45 Из научной теории известно, что общение является эффективным при ус- ловии, что получающий сообщение вложил минимум усилия для его воспри- ятия. Это особенно важно при информировании пациента о его состоянии, про- ведении различных инвазивных и неинвазивных исследований, проведении операций. Представление такой информации ответственная задача всего меди- цинского коллектива, потому что общение это существенный элемент меди- цинской заботы для пациента. Не существует ни одного аспекта медицинской деятельности, который невозможно анализировать как коммуникационный. Медицинские кадры постоянно общаются с пациентами и их родственниками, с коллегами и своими руководителями. Если принять, что медицинский специалист или студент медицинского ву- за и пациент входят в равноправные взаимоотношения, то оба участника обще- ния должны владеть как словесными, так и несловесными коммуникативными стратегиями, чтобы общение состоялось максимально эффективно. По мнению американских исследователей, однако, медицинский специалист часто не вос- принимает пациента как равного в социальном, экономическом, образователь- ном и интеллектуальном смысле и т. д. Он считает, что его знания и позиция эксперта дают ему право установить асимметричные отношения с пациентом, в которых он говорит, а пациент слушает, не задавая вопросов. Это обстоятель- ство требует в медицинской практике говорить об осуществлении контроля со стороной субъекта, участвующего в процессе общения. Степень этого контро- ля, осуществлена каждым участником процесса общения (медицинский спе- циалист и пациент) и определяет наличие и состояние четырех типов отноше- ний во взаимодействии специалист – пациент: – патерналистский (иерархический) (высокий контроль медицинским спе- циалистом и низкий – пациентом); (при доминирующей роля врача); – потребительский (низкий контроль медицинского специалиста и высокий – пациентом); – взаимный (и медицинский специалист, и пациент имеют высокую сте- пень контроля); – отсутствующий (и медицинский специалист, и пациент имеют низкую степень контроля) [1, с. 3–94]. К сожалению, у нас чаще встречается патерналистская модель с редкими исключениями. Она выражается в демонстрировании со стороны медицинского специалиста высокого социального и образовательного статуса, через словес- ное и несловесное поведение, принятие решений и рисков, неразделенных с па- циентом, хотя относящихся к его здоровью; не уведомление о существование альтернативных возможностей лечения, введение схемы поведения при лече- нии, отсутствии всякого объяснения или обсуждения диагноза и лечения. Некоторые исследователи этой проблемы сообщают о существовании по- тенциальных барьеров при общении между медицинским специалистом и па- циентом. Будущий медицинский специалист – студент и пациенты выполняют раз- личные роли ежедневно. В кабинете врача, в больничной среде, они должны со- гласовать свое поведение, потому что именно от согласованности поведения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=