Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

449 К. Д. Сорокина Факультет физической культуры, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – И. М. Туревский ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПСИХОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ КАРАТЭ Совершенствование программных и нормативных основ системы физическо- го воспитания и рационализация методики повышения уровня физической подго- товленности детей и подростков в процессе занятий каратэ требуют углубления и расширения знаний о структуре моторики на разных этапах онтогенеза. Каратэ-до: (путь пустой руки)– японское боевое искусство, система защи- ты и нападения. В отличие от других единоборств Японии, (джиу-джитсу, дзю- до), которые предполагают борьбу, проведение разного рода бросков, удержи- вающих захватов и удушающих приёмов, в каратэ степень непосредственного контакта между участниками схватки минимальна, а для сокрушения против- ника используются точно нацеленные мощные удары руками и ногами, нано- симые в жизненно важные точки его тела. Накопленные за последние 15–20 лет сведения о педагогических особен- ностях структурной организации составляющих двигательной подготовлен– ности человека существенно расширили представления о роли различных пси- хомоторных качеств в двигательной деятельности, таких как мышечная сила, разновидности выносливости, скоростные качества, гибкость, ловкость. Эти ис- следования ставят перед наукой новые задачи, так как наблюдается определен- ная ограниченность существующих до недавнего времени подходов к разработ- ке проблемы двигательной деятельности в целом и в процессе занятий каратэ (А. В. Радионов, 2003; П. К. Анохин; К. К. Платонов, 2002; В. П. Озеров, 2002; Е. П. Ильин, 2008; И. М. Туревский, 2012 и др.). Высокий уровень современного спорта требует высокоразвитых способно- стей к эффективной спортивной деятельности. Сейчас выдающихся результатов может достигнуть только одаренный спортсмен с высокоразвитыми именно те- ми психомоторными качествами и свойствами, от которых больше всего зави- сит успех в данном виде спорта. Это обусловило внимание научных работников к вопросам психомоторики спорта, связанным с диагностикой и изучением спортивных способностей; в то же время другой стороной проблемы становится изучение положительного влияния, которое оказывают занятия спортом на формирование личности спортсмена. Психомоторика – сложное слово от греческого психо – душа, моторика ла- тинское – двигающий, двигательный, приводящий в движение. Психомоторика – основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах (К. К. Платонов, 1972). Психомоторные акты человека – это сложно организованные познава-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=