Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

444 В 1990-е уменьшается интерес к фильмам ужасов, поэтому в эти годы ко- личество снятых фильмов незначительно. Единственным фильмом, имевшим большой успех, являлась кинокартина «Крик» (1996, Уэс Крейвен). В фильмах ужасов 2000-х годов можно выделить несколько ключевых тен- денций. Во-первых, это появление большого количества ремейков. Во-вторых, на экране все чаще появляются сцены, содержащие насилие. В-третьих, распро- странение такого формата фильмов как «found footage», который со временем выделился в самостоятельный поджанр. К этому жанру относятся такие филь- мы, как «Ведьма из Блэр» (1999), «Паранормальное явление» (2007). Здесь зри- телю значительную часть фильма демонстрируют записи с кино- или видеока- меры, которые остались после исчезновения главных героев. Таким образом, мы обнаруживаем, что фильмы ужасов не обладают набо- ром собственных персонажей, которые были бы характерны только для них. Так, любой персонаж может стать героем фильма ужасов. это ковбой из вестер- на или почтальон. Хоррор так же не имеет собственных сюжетных моделей, как правило, заимствуя их у других жанров. Однако своей популярности он не те- ряет. И на это есть свои причины. Первое и самое очевидное – нехватка адреналина в жизни современного человека. В современном мире человек сталкивается с опасностью намного ре- же, нежели несколько веков назад. Соблюдение законов в нашем мире сократи- ло число убийств по сравнению с другими веками. Помимо этого, современный человек привык с детства видеть на экранах телевизоров фильмы ужасов, ре- портажи о преступлениях. В связи с этим наша психика более устойчива к дан- ным вещам и адреналина у нас выделяется меньше. Его выделение происходит только в определенных психических состояниях, например, состоянии страха. А фильм ужасов как раз содержит множество ситуаций, вызывающих страх. Следующей причиной просмотра фильмов ужасов является стремление преодолеть страх смерти. Фильмы ужасов изобилуют разными сценами смерти, через просмотр которых, человек как бы «переживает» смерть, тем самым ком- пенсируя страх перед ней. В этом таится разгадка популярности зомби- хорроров. С одной стороны, зомби олицетворяет смерть, а с другой стороны, там нет смерти, так как человек вернулся с того света. Следующую причину влечения к фильму ужасов следует рассматривать с точки зрения фрейдизма. В соответствии с ней, просмотр фильмов ужасов может быть способом разрядки подсознательных агрессивных влечений. Зри- тель самим фактом просмотра ужастика заставляет главного героя переживать те эмоции и чувства, которые он испытывает благодаря фантазиям режиссеров и сценаристов. Помимо этого, существует ещё одна причина, которую выделяют психо- аналитики как объяснение привлекательности хоррора. Согласно ей, человек на подсознательном уровне стремится к поклонению некой сверхъестественной силе. Раньше данное влечение реализовывалось в религиозных верованиях. Од- нако сейчас роль религии ослабла, поэтому люди ищут другие пути реализации данной потребности. Одним из таких путей является просмотр фильмов ужасов, где человек сталкивается со сверхъестественным, загробным миром.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=