Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

441 М. В. Смелова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. В. Назарова ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА Больные дети имеют полное право на жизнь и на хорошее отношение к се- бе со стороны окружающих. Педагоги, в первую очередь, как социальные управленцы, должны с пониманием относиться к деткам с ограниченными воз- можностями, к их альтернативному восприятию мира, и одновременно с этим не лишать связи с внешней – «здоровой» средой. На практике и в своём исследовании мы рассматриваем социальную рабо- ту с детьми с синдромом Дауна, их педагогическое, этическое сопровождение, «раннюю помощь», формирование адаптационной среды. Синдром Дауна – «генетическая аномалия, врождённая хромосомная бо- лезнь, которая вызвана мутациями в участках ДНК. Такое нарушение встреча- ется у 1 ребёнка из 650 новорожденных». Болезнь характеризуется различной степенью слабоумия и внешними патологиями, наличием сопутствующих забо- леваний [1]. «Продолжительность жизни достигает 50–60 лет», и это при усло- вии медицинского контроля и заботы [3]. Во взрослой жизни людям с пробле- мами здоровья ещё сложнее, так как их социальные и эмоциональные навыки ограничены. Найти друзей, работу или занятие, самоопределиться без поддерж- ки и без лечения невозможно. Разработанные программы патронажа, такие как: «Шаг за шагом» («Step by step»), «Маленькие ступеньки», социально-психологическая модель «Портаж» (Portage), Иппотерапия (лечебная верховая езда), система «Нумикон», Лекотека (дословно «хранилище игрушек»), методика развития речи и обучения чтению Р. Т. Августовой («Говори! Ты это можешь!») [4] свидетельствуют о том, что де- тей с синдромом Дауна можно интеллектуально и физически развить; преодолеть все проблемы с поведением, воспитанием; скорректировать осложнения; активно интегрировать в общество. Главное – системная педагогическая помощь. Подход к принятию таких «особенных людей» должен основываться на этике христианского сострадания. «Согласно А. Шопенгауэру, источник со- страдания кроется в отождествлении себя с другим. Видя страдания других, че- ловек, невольно ставя себя на их место, испытывает сходные чувства» [5]. Де- ти – это та ценность, которая не подлежит оценке. И у самого больного ребёнка есть душа, ведь он – частица мирового порядка и исполнитель высшей, божест- венной воли. «Предназначение своё, замысел Бога о себе выполняет тот чело- век, который всегда и во всём ищет волю Божию»,– говорит игумен Русской Православной Церкви [2]. В целом, в христианской философии считается, что у каждого человека своя миссия, и каждый выполняет замысел Бога, а значит, надо принимать людей такими, какими они есть.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=