Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

44 В. А. Атанасова Факультет общественного здаровохранения, II курс Медицинский университет г. Варны, Болгария Научный руководитель – М. И. Грудева СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТОМ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПАЦИЕНТОМ Общение это комплексный процесс, через который люди делятся своими чувствами, мыслями и идеями. Освоение его одна из составляющих теории обучения, которая имеет особое значение в процессе формирования личности и реализации ее ценностной ориентации. По мнению М. Грудевой, чаще всего общение интерпретируют как информационный процесс [2, с. 57]. Некоторые авторы определяют его как двусторонний процесс коммуникации и интеграции (взаимодействия). При определении общения встречаются и различия, осно- ванные на зависимости его организации от категории деятельности и общест- венных отношений. Нам близко определение Б. Д. Пиригина: «Общение прояв- ляется и как личностное и как общественное отношение, которое дает основание все эти отношения рассматривать как целое в структуре обществен- ных отношений» [2]. Это обстоятельство дает основание принять положение, согласно кото- рому владение общением дает возможность практикующим медицинским кадрам глубокого проникновения в проблемы пациентов и осуществления эффективной коммуникативной связи с ними, т. е. осуществления эффектив- ного диалога. Чтобы процесс общения был эффективным необходимо формулировать точно, ясно сообщение, которое передается. Оно может быть упрощено с помо- щью синонимов, визуализации или через использование стандартных, стерео- типных фраз. Следует подчеркнуть, что общение это непрерывный, бесконечный процесс, требующий повторения темы и символов, чтобы гарантировать, что аудитория не только получает наши сообщения, но они способствуют привле- чения ее внимания, а повторение с вариациями часть процесса убеждения и обучения. В системе здравоохранения можно выделить следующие характе- ристики этого процесса [4, с. 84–95]: – высокая степень эмоциональности; – «неизбежная» субъективность пациента как личности; – экономические ограничения, отсутствие достаточного персонала и др.; – большое число участников в коммуникации – врачи различных специ- альностей, медицинские сестры, другие медицинские специалисты, студенты, больные, родственники; – специфические этические аспекты – сообщение истинного диагноза, про- гнозы и др.; – специальные нормативные ограничения – законы, правила и др.; – ценностная система пациента и его компетентность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=