Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

439 А. И. Скрынникова Факультет русской филологии и документоведения, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. Ю. Барабанова ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ В РАССКАЗАХ И. С. ШМЕЛЁВА Практически в любом тексте мы можем найти речь авторскую и неавтор- скую – речь персонажей в художественной литературе, цитаты в научной, дело- вой прозе. Термин «чужая речь» и обозначает включенные в авторское изложе- ние высказывания других лиц или собственные высказывания рассказчика. Косвенная речь – это способ передачи чужой речи от лица говорящего, автора. В отличие от прямой речи здесь чужая речь меняется, из неё устраняют- ся все слова и формы, которые указывают на лицо – автора этой речи и на лицо- адресата (собеседника) [1]. В сложноподчиненном предложении с косвенной речью главное предло- жение – слова автора, а придаточное изъяснительное – чужая речь. Главное и придаточное обычно расположены друг за другом, но главное предложение (слова автора) может и разрываться придаточным. Опустить слова автора в предложении с косвенной речью нельзя [1]. Анализ косвенной речи в рассказах И. С. Шмелёва «Забавное приключение», «Москвой», «Мартын и книга», «Царский золотой», «Незабываемый обед» и «Русская песня» позволил выделить три соответствующих группы конструкций. Первая группа : повествовательные предложения представляют собой пе- редачу чужого высказывания в форме придаточного предложения с помощью изъяснительного союза что . Приведем примеры из рассказа И. С. Шмелёва «Забавное приключение». Пример 1. «Генеральша ответила, что, потеряв на войне сына, она уже не в силах вести хозяйство и готова продать; что ей только и остается тихая келья и нужно теперь же получить десять тысяч, чтобы не упустить домик в мо- настыре, а то могут и перебить». Пример 2. «И опять повторял шофер, что ехать никак нельзя, объяснял про подшипники и опять повторил – баббит». Пример 3. «Карасев швырнул непромокайку и сказал глазевшей на них бабе, что случилось несчастье, сломался автомобиль, и надо немедля послать за лошадьми». Вторая группа : побудительные предложения представляют собой переда- чу чужого высказывания в форме придаточного предложения с помощью изъ- яснительного союза чтобы . Примеры из рассказов И.С. Шмелёва. «Она настаивала, чтобы непременно заехал к ней» (рассказ «Забавное при- ключение»). «Дедушка крикнул нашего портомойщика, лодки чтобы давал, две лодки большие, свидетели чтобы плыли» (рассказ «Мартын и книга»).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=