Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

437 шения. Детям с умственной отсталостью свойственна быстрая утомляемость и медленное переключение с одного вида деятельности на другое [3, с. 98]. У младших школьников с умственной отсталостью снижен уровень обоб- щения. В своих работах Н. М. Стаденко пишет, что слабость обобщения явля- ется основным недостатком у детей с умственной отсталостью, они плохо ус- ваивают в процессе обучения правила. При их заучивании, они не понимают смысл и не умеют их применять. Младшие школьники с умственной отста- лостью легкой степени демонстрируют разбросанность и непоследовательность мыслей [1, с. 61]. Таким образом, для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости характерны следующие особенности мышления: сни- жение уровня обобщения, нарушение динамики мыслительной деятельности, проявляющиеся в форме лабильности и инертности мышления, неспособность абстрагироваться от конкретных деталей, нарушение критичности мышления, недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Изучение указанных особенностей мышления младших школьников с умственной отсталостью легкой степени, проводилось в 2015 учебном году на базе ГОУ ТО «Тульский областной центр образования». В исследовании участ- вовали 5 детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью лег- кой степени. Целью исследования: изучить особенности мышления младших школьни- ков с легкой степенью умственной отсталости. Для реализации цели исследования разработана диагностическая програм- ма, включающая в себя следующие методики: «Выделение двух существенных признаков», «Исключение понятий», «Составление рассказа по последователь- ному ряду картинок, объединенных единым сюжетом», «Узнавание конфликт- ных изображений-нелепиц» (диагностический альбом Н. Я. Семаго, М. М. Се- маго), «Времена года» (Н. Л. Белопольская). На основании полученных экспериментальных данных можно сделать вы- вод о том, что дети с умственной отсталостью легкой степени выделяют одни признаки и абстрагируются от других, но не могут различать, которые из этих признаков являются существенными, а которые – несущественными, потому обобщения проводят по несущественным признакам; при раскладывании карти- нок нуждаются в помощи, затрудняются в самостоятельном составлении расска- за; отсутствует способность выделять главные признаки предметов и явлений. Экспериментально-диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление специалистами психологических особенностей мышления детей с умственной отсталостью легкой степени младшего школьного возраста и по- зволяет разработать рекомендации по оказанию психолого-педагогической по- мощи, а также разработать коррекционную программу, направленную на созда- ние системы психологической помощи детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=