Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

435 учащегося проект и насколько самостоятельно он выполнен. Главный тезис по- нимания технологии проектного обучения звучит так: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить» 1 . Наиболее важными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность. В ходе выполнения проекта диалогичность позволяет школьникам всту- пить в диалог как с собственным Я, так и с другими. В организации проектной деятельности диалог выполняет функцию исключительной социокультурной среды, которая создает условия для получения учащимися нового опыта, пере- осмысления прежних знаний, в результате чего полученная информация полу- чает новый оттенок и становится личностно значимой. Проблемность в проектной деятельности появляется при разрешении про- блемной ситуации, которая активизирует начало мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности у учащихся, вследствие того, что они обнару- живают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления. Решение определенной проблемы часто приводит к оригинальным и нестандартным способам деятельности, и как итог – к результату. Интегративность проектной технологии «означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения школьников» 2 . Контекстность позволяет создавать те проекты, которые максимально при- ближены к повседневной жизнедеятельности учащихся, осознать ими место изучаемой науки в общей системе. Построение учебного процесса, в технологии проектной деятельности должно строиться не в логике изучаемого предмета, а в логике деятельности учащихся. В связи с этим, в проектной деятельности допускаются паузы для усвоения содержания нового материала. Выбор в проектной технологии осуще- ствляется на различных этапах и может быть внешним и внутренним. Внешним считается выбор самого проекта, вида задания, роли, партнеров по деятельно- сти, выбор материала и формы его представления в проекте, выбор способа вы- полнения работы, выбор опор. Внутренний выбор определяется потребностями, способностями школьника, его ценностными ориентирами, субъективным опы- том, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими учащимися 3 . Таким образом, в процессе обновления образования главной становится задача личностно-ориентированного подхода к выполнению учащимся проекта, в ходе которого учащийся приобретает новые знания а также исследователь- ские навыки, получая не только разрешение проблемы но и личностную само- реализацию. 1 Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до технологии // Директор школы. 1996. № 4. С. 61–70. 2 Шевченко Н. И. Технология обучения в старшей школе [Электронный ресурс]. http://wwwreseacher.ru . 3 Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Моло- дой ученый. 2011. № 5. Т. 2. С. 148–151.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=