Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

429 Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что коррек- ция страхов детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, долж- на основываться на результате диагностического исследования и включать в себя следующие направления: коррекцию тревожности; развитие коммуника- тивных навыков. Исследование было проведено на базе муниципального бюджетного до- школьного образовательного учреждения № 156 – детский сад комбинирован- ного вида. Экспериментальную выборку составили 10 детей старшей группы в возрасте 5–7 лет с общим недоразвитием речи. В состав диагностической программы для изучения страхов у старших до- школьников с нарушениями речи вошли следующие методики: проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»; «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой); тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); методика «Волшебная страна внутри нас» (автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева); рисунок сказочного героя. Результаты, полученные с помощью проективной методики А. И. Захаровой «Мои страхи», показали, что у всех детей имеются выражен- ные в той или иной степени страхи, которые были перенесены на рисунки. Большинство испытуемых крайне эмоционально отнеслись к заданию нарисо- вать свой страх, использовали темные тона, сильно нажимали на карандаш, все это говорит о наличии тревожности, агрессии. Данные полученные с помощью методики «Страхи в домиках» (модифи- кация М. А. Панфиловой), позволили выявить детские страхи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Так наиболее выраженные у этих детей: медицинские страхи (100 % детей), социально-опосредованные страхи (100 % детей), Страхи, связанные с причинением физического ущерба (90 % де- тей). Менее всего выражены страхи сказочных персонажей, они характерны лишь для 30 % детей. В результате обработки данных, полученных с помощью теста тревож- ности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) было выявлено следующее: в ситуации Ребёнок-Взрослый (Р-В) испытывали тревожность 100 % детей, в ситуации Ре- бенок-Ребенок (Р-Р) 100 % детей, 60 % детей имеют травматический опыт ти- пичных жизненных ситуаций. По данным диагностического исследования, полученных с помощью мето- дики «Волшебная страна внутри нас» (автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева), все дети имеют выраженные в той или иной степени страхи, которые «живут» в той или иной сфере деятельности ребенка. Большинство испытуемых поселили страх в голове, руках или ногах, там же были поселены вина и грусть, все это говорит о наличии тревожности и агрессии. Анализ рисунков сказочного героя, выполненных старшими дошкольни- ками с нарушениями речи, показал, что дети ассоциируют себя с положитель- ными, сильными героями, но у них есть страх делать что-то самостоятельно, им нужна поддержка, помощь и контроль, со стороны взрослого. Обобщая результаты, полученные в ходе диагностического исследования, выполненного с помощью указанной диагностической программы можно кон-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=