Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

428 С. С. Семененко Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врождённых или приобретённых причин. Как указывается психолого-педагогической литературе причинами возникновения страхов могут быть: чувство одиночества, отверженности, по- давленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегст- ву, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний, как отмечается в исследованиях психологов: сиг- нальная, защитная, адаптационная, поисковая. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обруши- вается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормо- зить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. Изучением страхов у детей, тревожности и эмоционально-личностной сферы занимались такие российские ученые как, Л. И. Божович, Л. С. Выгот- ский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. А. Петровская, Т. М. Мишина, А. С. Спи- ваковская, К. Д. Ушинский, А. Г. Лидерс, К. Изард. Проблемой фобий и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка занимались такие зарубежные ученые как З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Ч. Спилбергер, Ф. Перлз, Э. Фромм, Дж. Уотсон, Г. С. Салливан, В. Э. Гебзаттель. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что психика ребенка от- личается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью про- тивостоять неблагоприятным воздействиям. Страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясе- ний, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его пове- дение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики страхов. Этим обусловлен выбор предмета исследования: детские страхи у старших дошкольников с нарушениями речи. Целью исследования явился анализ обобщенных страхов с помощью диаг- ностической программы и составление коррекционной программы, основанной на результатах этого констатирующего диагностического иследования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=