Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

427 самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление взаимодействия между учениками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинст- ва; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жиз- ненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компе- тентности ученика. При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, пе- рестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и поря- док выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуника- цию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать кон- фликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Под интерактивными методами мы будем понимать способы взаимодейст- вия учителя с учениками в режиме организации совместной музыкальной дея- тельности и общения с музыкальным искусством. Для того, чтобы определить роль интерактивных методов в обучении под- ростков, мы сначала изучили действующую во многих школах программу по музыке Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой для 5–7-х классов (2011 г.) и опреде- лили умения в области музыкальной деятельности у учащихся 8-го класса на выходе из основной школы. Наиболее важными на уроках музыки являются следующие умения: 1) оп- ределять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности; 2) давать личност- ную оценку музыке; 3) выполнять творческие задания, участвовать в исследо- вательских проектах; 4) использовать знания о музыке и музыкантах, получен- ные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Для формирования данных учебных умений мы отобрали следующие ин- терактивные методы: использование дискуссий или дебатов, мозгового штурма (брейнсторм или мозговая атака), деловых и ролевых игр, case-study (анализ и решение конкретных ситуаций или ситуационный анализ). Использование в школе интерактивных методов позволило более интенсивно формировать предметные результаты и универсальные учебные действия учени- ков в музыкальной деятельности: умения выполнять задания на уроках в игровой и соревновательной форме, более легко и быстро получать сопутствующие знания о музыке; проявлять креативность и лидерские качества, налаживать процесс об- щения учащихся при работе в малых группах, распределять роли между собой, самостоятельно оценивать итоги выполнения заданий учителя. Для того чтобы поднять значимость предмета «Музыка» в современной школе, вызвать интерес у детей к музыкальному искусству, необходимо искать новые методические подходы к преподаванию в условиях стремительного раз- вития педагогической инноватики.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=