Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
423 И. И. Савченко Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Проблема изучения личностных особенностей подростков с задержкой психического развития имеет особую важность для специальных психологов, работающих с данной категорией детей. Это обусловлено тем, что в подростко- вом возрасте происходит становление важнейших личностных новообразова- ний: чувство взрослости; овладение нормами коллективной жизни; критичное отношение к окружающим; Становление этих новообразований у подростков с нормальным психиче- ским развитием, как показывает анализ литературы, протекает сложно и кон- фликтно. Тем более сложно проходит процесс развития личности подростков с задержкой психического развития. Потребность быть и считаться взрослым у этих подростков, сильно выражена, а возможности для ее удовлетворения практически отсутствуют. Изучением различных аспектов проблемы личности подростков занима- лись такие ученые как: Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский, B. Н. Мясищев, К. К. Пла- тонов, Д. И. Фельдштейн, Т. В. Драгунова, Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева. Поэтому предметом данного исследования явилось развитие и коррекция личностных особенностей подростков с задержкой психического развития. Целью исследования на данном этапе стал анализ психолого- педагогической литературы и методического обеспечения развития и коррекции личностных особенностей подростков с задержкой психического развития. Гипотеза состоит в предположении о том, что диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с задержкой психического развития должна включать: 1) диагностику и коррекцию самооценки подростков; 2) ди- агностику и коррекцию коммуникативных навыков у этих учащихся; 3) диагно- стику и коррекцию склонность к отклоняющему поведению и 4) особенностей межличностных отношений. Исследования проводились в Тульской школе для обучающихся с ограни- ченными возможностями здоровья № 4. В исследовании принимали участие 10 учащихся в возрасте 14–15 лет, 6 мальчиков и 4 девочки с диагнозом задерж- ка психического развития. В ходе исследования применялась диагностическая программа, включаю- щая следующие методики: диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС В. В. Синявского и Б. А. Федоришина; методика исследова- ния самооценки личности С. А. Будасси; тест-опросник «Определение уровня общительности»; методика склонности к отклоняющему поведению А. Н. Орел; методика диагностики межличностных отношений Лари). Исследование проведенное с помощью методики «Диагностика коммуни- кативных и организаторских склонностей (КОС В. В. Синявского и Б. А. Федо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=