Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

422 с умственной отсталостью, считающих себя умнее окружающих их взрослых – родителей, учителей, воспитателей [3, c. 12]. Младшие школьники с задержкой психического развития, как правило, не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее, они имеют некритичное, обобщенное отношение к себе. Как отмечает Дудковская О. А., Шельшакова Н. Н., большинство учащихся не может оценить себя реально, они дают исключительно положительные суждения о себе. Для младших школьни- ков характерна неустойчивость и недостаточная мотивированность самооценки, ее быстрая смена на диаметрально противоположную, опора на внешние оцен- ки. Многие дети «находятся под властью своих впечатлений, стремятся не при- нимать никакой критики, заглушить ее, ощущают внутреннюю слабость, зави- симость» [4, c. 124]. Помимо прочего, проведенные исследования самооценки у детей с за- держкой психического развития указывают на её своеобразие, что, по мнению многих исследователей, обусловлено спецификой психического дефекта, а так- же негативным влиянием микросоциальных факторов. Таким образом, самыми общими проявлениями несформированности са- мооценки у младших школьников с задержкой психического развития являют- ся: низкая и частично дифференцированная самооценка, что в основном отра- жает оценивание школьников окружающими его взрослыми; низкий уровень притязаний; характерные неуверенность в себе, при этом завышение своих воз- можностей; низкая критичность и стереотипность ответов. Данная проблема усугубляется тем, что личностное развитие младших школьников с задержкой психического развития, в силу своей специфики неустойчиво, подвержено влиянию со стороны значимых взрослых. Литература 1. Лаврух, Н. А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Лав- рух // Современная педагогика.– 2012.– № 1.– С. 12. 2. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание / Р. Бернс.– М.: Про- гресс, 2006.– С. 67. 3. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития / Ю. А. Кос- тенкова, Р. Д. Триггер, С. Г. Шевченко.– М.: Школьная Пресса, 2004.– С. 12. 4. Дудковская, О. А. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста / О. А. Дудковская, Н. Н. Шельшакова.– М.: Речь, 2005.– С. 124.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=