Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

421 А. Н. Савичева Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова ТЕОРЕТИЧСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ При работе с детьми с проблемами в развитии, особую важность занимает работа с самооценкой таких детей: идентификация себя как личности, своих ка- честв, отношения к себе других и оснований такого отношения, является запа- дающим звеном в оценивании себя ребенком с задержкой психического разви- тия. Самооценка таких детей определяется успешностью их интеграции в социум, поэтому современная психология лиц с ограниченными возможно- стями здоровья анализирует проблему изучения особенностей формирования и коррекции самооценки младших школьников с задержкой психического раз- вития с позиции наибольшей актуальности для образования. В младшем школьном возрасте начинается осознание ребенком самого се- бя, своих мотивов и потребностей в окружающем его мире. С поступлением в школу, учащийся осознает свое существование как факт действительности. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифферен- цированной адекватной самооценки. Согласно исследованиям ученых, «формирование самооценки учащихся с задержкой психического развития сильно отстает от нормы, отличается не- расчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью» [1, c. 12]. Можно отметить такие исследовательские работы: И. П. Бучкиной, Н. Л. Белопольской, И. М. Никольской, И. Ю. Кулагиной, О. В. Пеньковой. В понимании самооценки Р.Бернс выделяет три важных момента: «Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т. е. с представлением о том, каким чело- век хотел бы быть. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным пред- ставлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности. Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с инте- риоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, чело- век склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах дея- тельности» [2, c. 67]. Впервые о самооценке младших школьников с задержкой психического развития стало известно еще в начале ХХ века. Особенности самооценки были выявлены у умственно отсталых детей. Французский исследователь де Греефе открыл у детей с умственной отсталостью «симптом», впоследствии получив- ший его имя. «Симптом де Греефе» заключается в неадекватной позиции детей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=