Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

419 Д. В. Савинкова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях КОРРЕКЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредст- венном воздействии на органы чувств [1, с. 479]. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением, речью, чувствами, волей. В результате воз- действия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши ор- ганы чувств формируется предметность восприятия [2, с. 433]. Наглядный об- раз восприятия запоминается, вспоминается, представляется. Единство психических процессов обусловлено тем, что все они проявляются в едином процессе жизнедеятельности человека как результат взаимодействия человека с окружающей его средой. Этим единством обусловлена актуальность изучения восприятия в младшем дошкольном возрасте, когда произвольность познава- тельных процессов только развивается и у ребенка только постепенно форми- руется внутренняя позиция ученика [3, с. 32]. Целью нашего исследования является изучение и корректирование осо- бенностей восприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психи- ческого развития. Для диагностики особенностей восприятия группы младших школьников с задержкой психического развития была составлена диагностическая програм- ма, включающая в себя следующие методики: «Нелепицы» (автор С. Забрам- ная), «Наложенные изображения» (автор А. Р. Лурия), «Домик» (автор Н. И. Гуткина), « Незавершенные изображения» (автор М. М. Семаго), методи- ка исследования слухового восприятия (автор Л. С. Цветкова). С помощью данных методик можно выявить уровень элементарных образ- ных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отно- шениях, существующих между некоторыми объектами мира; характер зритель- ного восприятия и диагностики функции апперцепции, диагностировать слуховое восприятие, наличие слуховых предметных образов, дифференциро- ванного восприятия звуков, определить особенности пространственного вос- приятия, умение ребёнка ориентироваться по образцу. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с диагнозом «задержка психическо- го развития» в количестве 5 человек. Обобщая полученные с помощью диагностической программы результаты, можно констатировать преобладание низкого и очень низкого уровней развития восприятия в данной выборке младших школьников с задержкой психического развития. Эти результаты позволяют наметить конкретные направления в даль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=