Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

411 Конино, доминирующая в объемной композиции позднеклассического соору- жения. Храм во имя Преображения Господня, уже четвертый в преемственном порядке. Первый храм, по преданию, существовал в селе, когда оно носило на- звание Селиванова, и был сожжен татарами вместе с селом. Второй храм вместе с селом построен был на новом месте около самой речки Крушмы. Храм этот просуществовал до 1765 г., когда вследствие своей ветхости и маловместитель- ности, он заменен был новым, построенным какою-то помещицей на том месте, где стоит настоящий приходский храм. Вместо деревяннаго в начале XIX века заложен был на средства прихожан каменный храм в то же наименование с при- делами: во имя Казанской Божией Матери и св. Чудотворца Николая. Но, за не- достатком средств, храм строился очень медленно: в 1817 г. был освящен при- дел во имя Казанской Божией Матери, а в 1827 году – придел во имя Святителя Николая. Главный же храм был окончательно устроен только в 1860 году при особом участии помещика М. А. Фролова, пожертвовавшего на устройство хра- ма значительную сумму. В своем первоначальном виде храм существует до на- стоящего времени. Cвято-Никольский храм в Алексине был возведен в 1787 г. на средства Ивана Савостина, купца второй гильдии, с братьями. Церковь представляет со- бой типичный образец храмового зодчества XVIII в. Здание представляет собой четверик, имеющий боковые притворы, которые открываются в центральное пространство церкви при помощи высоких арок. Сверху – восьмерик, который перекрыт высоким куполом с люкарнами, главкой и световым барабаном. С за- падной стороны располагается небольшая трапезная, в нее встроен первый ярус восстановленной в наше время колокольни. Автор проекта церкви неизвестен, но ему явно были присущи высокий художественный вкус и чувство меры. Свято-Николькому храму присуща определенная композиционная слож- ность, но перегруженности элементами нет, он целен, но не однообразен. Зод- чий проявил внимание к выразительности крупных объемов, силуэта и ведущих членений. Детали здания скрупулезно проработаны. Карнизы с сухариками, треугольные фронтоны, портики с филенчатыми пилястрами, боковые порталы с сандриками выполнены профессионально и по-столичному уверенно. Все эти детали придают барочной композиции храма стройное и мелодичное звучание классицизма. Выстроенные в разное время, разными зодчими храмы Алексина и Алек- синского уезда несли на себе отпечаток архитектурных стилей и особенности эпох, причуд попечителей и храмостроителей. И в тоже время, несмотря на всё разнообразие, они являли собой своеобразный духовный нивелир, который уравнивал бедного и богатого, знатного и простолюдина, здорового и убогого; были тем цементирующим материалом, который превращал различные по сво- ему положению сословия российского общества в идеологически единую пра- вославную нацию [1, с. 123]. За годы воинствующего атеизма ни один из православных храмов нашего Отечества не миновал в той или иной степени поругания и разрушения. Не ста- ли исключением и церкви алексинской земли. Сегодня на территории Алексин- ского благочиния действует 10 приходов Русской православной церкви – пять

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=