Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

41 Э. А. Аскарова Факультет истории и права, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. В. Ярцев УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК ДЕРЕВЯННОГО МОДЕРНА В ТУЛЕ Модерну следовали многие русские архитекторы конца XIX – начала XX века, хотя это направление было не единственным в архитектуре того вре- мени. Однако если одни, более прогрессивные, видели в нём возможность большей свободы творчества и освобождения от академических канонов, то другие воспринимали его как моду и придумывали новые формы, возможно более необычные, оригинальные. Надуманность и искусственность произ- вольных форм скоро вызвала отрицательное отношение к ним, а вместе с ними и к модерну в целом. После Революции 1905 г. значительно усиливается поляризация тенден- ций, существующих в русской архитектуре и в частности в модерне. В это вре- мя сказывается всё сильнее и сильнее буржуазный практицизм. Усиливается требования к повышению удобств и экономичности планировки, к более со- временным архитектурным приёмам решения фасадов и интерьеров. Отрицание излишней декоративности было естественным при бурном процессе демократи- зации общественной жизни, происходившей в предреволюционные годы. Именно с этого времени модерн начинает развиваться в двух основных направ- лениях – рационалистическом (строгий модерн) и стилизаторском. Первое (рационалистическое) направление стремилось очиститься от де- коративных излишеств, от всего произвольного и надуманного и сохранить то здоровое, что было в раннем модерне – соответствие приёмов композиции на- значению зданий и архитектурных форм – строительным материалам и конст- рукциям. Облик зданий в строгом модерне проще и строже, исчезли причудли- вые фронтоны и обильная пластика фасадов, форма окон стала более простой и единообразной, цветовая гамма спокойнее. Господствуют правильные гео- метрические членения. Второе направление, в котором происходила эволюция модерна в русской архитектуре, стремилось объединить с модерном элементы древнерусской ар- хитектуры или элементы классицизма. Таким путём архитекторы пытались наделить модерн большей художественной выразительностью, понимая, что выдуманные новые формы не могут сравняться с теми, что создавались и со- вершенствовались не одним поколением зодчих [1, с. 125–128]. Своеобразной разновидностью рационалистического стиля (строгого мо- дерна) был его деревянный вариант, представленный в Туле несколькими не- большими обывательскими домами. Наиболее интересным из них является дом № 28 на улице Бундурина. Как отмечал исследователь этого памятника В. Н. Уклеин, отличительной чертой модерна, в том числе и деревянного, была детальная разработка архитектуры не только главного здания, но и всех вспо- могательных флигелей, оград, построек и сооружений – служебных флигелей,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=