Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

404 ал. Ведущим и наиболее сохранным видом памяти у умственно отсталых младших школьников является зрительная память, при этом обнаруживается отставание в развитии зрительно-вербальных функций (исследования О. А. Кра- совской (1980) и Э. Г. Симерницкой (1985)), которое вызвано недостаточным развитием способности к переработки зрительной информации, ее анализа и синтеза; зрительного внимания, как основы зрительного действия; номина- тивной функции речи (функции называния) [5]. Таким образом, память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может воспроизводить свой опыт. Опираясь на анализ изу- ченной литературы можно выделить общие процессы памяти, к ним относятся: запоминание, сохранение, воспроизведение. У умственно отсталых детей ос- новные процессы памяти имеют свою специфику, это проявляется в замедлен- ном темпе усвоения, непрочности сохранения и неточности воспроизведения материала. По данным А. В. Семенович такая специфичность может быть обу- словлена недостаточной сформированностью межмодальных перцептивных взаимодействий, т. е. нарушен перевод информации с языка одной модальности на язык другой: «...развитие памяти связано с запоминанием и последующим полноценным узнаванием или воспроизведением эталона. С другой стороны, оно опирается на обучение ребёнка разным мнемотехникам, т. е. возможности опосредования мнестического процесса» [10]. На основе теоретических данных разработана экспериментально-диагнос- тическая программа, предназначенная для изучения особенностей памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Экспериментально диагностическая программа проводилась на базе ГОУ ТО «Тульский областной центр образования» города Тулы. В исследовании приняли участие 10 младших школьников с умственной отсталостью. В диагностическую программу вошли методики: «Какие предметы спрята- ны в рисунках?»; «Запомни фразы» (адаптированная методика по М. Н. Ильи- ной); методика «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия); методика «Узнай кто это?», методика «Узнай фигуры» (Р. С. Немов). В результате диагностического исследования получены эксперименталь- ные данные, которые проанализированы по следующим критериям: 1) объем произвольной памяти; 2) скорость запоминания; 3) точность воспроизведения; 4) длительность сохранения [5]. Так же для определения уровня развития памя- ти выделены четыре уровня: высокий, средний, низкий, очень низкий. Количественный и качественный анализ результатов подтвердил теорети- ческие выводы: развитие объема произвольной памяти, точности воспроизве- дения материала, скорости запоминания, развитие длительности сохранения предъявляемого материала, находиться на среднем уровне у 10 % детей млад- шего школьного возраста с умственной отсталостью. У детей со средним уров- нем отмечается нарушение последовательности высказывания, бедные синтак- сические конструкции, большое количество ошибок по типу замен на сходные образы, что свидетельствует о трудностях выделения существенных для опо- знания предмета деталей. Низкий уровень памяти выявлен у 70 % детей данной категории, при воспроизведении фраз отвечают однословно, затрудняются в це-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=