Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

403 периментально доказал, что характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности субъекта. Результаты экспериментального исследова- ния памяти отражены в ряде работ: «Психология запоминания» (1948), «Проб- лемы психологии памяти» (1966). Л. С. Выготский характеризовал память как «одну из важнейших глав дет- ской психологии» и выделял две линии её развития – биологическую и куль- турную. Автор раскрывает возникновение высшей формы памяти человека, развивающейся в процессе активной мыслительной деятельности ребёнка, опи- рающейся на вспомогательные средства. Именно Л. С. Выготский писал о един- стве аффекта (эмоций) и интеллекта, что подтверждается современными невро- логическими исследованиями, так как гиппокамп -структура лимбической системы – отвечает за перевод информации из кратковременной памяти в дол- говременную. Поэтому люди быстро и надолго запоминают информацию, ко- торая связана с сильными эмоциями [7]. Историческое развитие памяти, по мнению Л. С. Выготского, начинается с момента, когда человек «переходит впервые от пользования своей памятью к господству над ней». Под господ- ством подразумевается им как накопление человеком достаточного опыта, зна- ние законов памяти и умение эти законы использовать[1, 68–69]. Анализируя работы отечественных ученых, можно увидеть, что процесс развития памяти детей младшего школьного возраста с умственной отстало- стью протекает по тем же механизмам, что и у их нормально развивающихся сверстников, но имеет ряд специфических особенностей. Нарушения развития памяти наблюдаются у всех детей с нарушением ин- теллекта, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного, про- извольного, кратковременного и долговременного. Отличительной особенно- стью памяти умственно отсталых детей является то, что они усваивают новый материал очень медленно, только после многократных повторений и быстро за- бывают воспринятое [4, 323–351]. Расстройства памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью объясняется слабостью замыкательной функции коры головного мозга и из-за этого малым объемом и замедленным темпом формирования но- вых условных связей, а так же их непрочностью. Ослабление активного внут- реннего торможения, дающее недостаточную концентрированность очагов воз- буждения, приводит к тому, что воспроизведение запечатленного материала становиться неточным. Об этом же говорил Л. С. Выготский, называя данные свойства памяти – «ядерными», у умственно отсталых детей это замедленный темп усвоения нового материала, непрочность сохранения и неточность вос- произведения материала. Помимо этих свойств Л. С. Выготский выявил за- трудненность и искаженность переработки воспринимаемого материала [9]. Дети с нарушениями интеллекта с трудом запоминают внутренние логиче- ские связи и отношения, не могут вычленить их, не понимают и не запоминают отвлеченные словесные объяснения. Точность и прочность непроизвольного запоминания у детей данной категории значительно ниже, чем у их сверстников в норме. Слабость целенаправленной деятельности детей с умственной отста- лостью выражается и в том, что они не умеют припоминать заученный матери-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=