Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

402 А. И. Роговенко Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Лобанова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В настоящее время проблема развития памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является одной из актуальных проблем в специальной психологии и коррекционной педагогике, так как возможности социальной адаптации данной категории детей обусловлены успешностью их обучения, зависящей от слаженной работой всей когнитивной сферы, в том числе и памяти. В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира, а все обучение опирается на процессы памяти, которые дают возможность овладеть различными областями знаний. Деятель- ность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе каждого психического явления. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие, и постижение окружающего мира станет невозможным [3, 243]. Накоплением в науке теоретических и эмпирических исследований в об- ласти психологии изучения памяти, занимались как отечественные, так и зару- бежные ученые (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубин- штейн, П. И. Зинченко, П. П. Блонский, Л. В. Занков, Л. М. Житникова, Э. Браун, Э. Тульвинг и др.). В общей психологии изучению памяти большое значение отводил А. Р. Лурия, советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии. А. Р. Лурия писал: «...под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохра- нение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возмож- ность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли»[7, 54]. Его работы в области исследо- ваний памяти отражены в книге «Нейропсихология памяти» (1976). Доктор психологических наук, А. Г. Маклаков подразумевал под памятью процессы запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведе- ния следов [3]. П. П. Блонский впервые предложил классификацию видов памяти по ха- рактеру психической активности. П. И. Зинченко в своих исследованиях основное внимание уделял изуче- нию непроизвольной памяти. Наиболее значимые результаты исследований па- мяти отражены в его книге «Непроизвольное запоминание» (1961), под руково- дством П. И. Зинченко осуществлена разработка проблемы эффективности обучения и продуктивности памяти. Так же он разрабатывал вопросы возраст- ной и специальной психологии обнаружил взаимосвязь между непроизвольным и произвольным запоминанием, а также между памятью и мышлением. Он экс-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=