Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

40 фликтности, некорректность в отношениях с окружающими. Проявляется неса- мостоятельность, нерешительность, робость, медлительность, а также привя- занность к родителям. [4] В самом деле, можно не считать пятилетнего ребенка обладающим лично- стным самосознанием, но никто не откажет ребенку в признании его способ- ным на чувства. Хотя и в возникновении человеческих эмоций большую роль играют врожденные биологические механизмы, чувства специфические пред- метные обобщения эмоций – воспитываются как и многие другие психические способности. [2] Сначала ребенок воспринимает чувства других людей, близких, и в обще- нии с ними воспринимает саму структуру чувства. Размерность эмоционально- ценностного отношения к себе можно исследовать путем анализа размерности эмоционально-ценностного отношения к другому человеку. Хотя по содержа- нию они могут не совпадать, сама структура отношения как чувства является инвариантом. Выявление размерности эмоционально-ценностного отношения, помимо прочего, – шаг в направлении разработки типологии самосознания. Можно сказать, что развитие эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью в большей мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная органи- зация всей жизни детей. [5], [3] Таким образом, эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется неустойчивостью настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгким возникновением эмоционального возбуждения и плача, про- явлением беспокойства и тревоги. И в заключении необходимо добавить, что никакие изменения в человеке, в его жизни нельзя произвести, не изменив его Я - концепцию, где большую роль в изменении играет образ эмоционального Я. Литература 1. Бернс, Р. Я-концепция и воспитание / Р. Бернс.– М.: Прогресс, 2012. 2. Джемс, У. Психология / У. Джемс.– М.: Педагогика, 2012. 3. Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т. П. Хриз- ман, В. Д. Ермеева, Т. Д. Лоскутова.– М.: Педагогика, 2012. 4. Макдауголл, У. Различение эмоции и чувства – Психология эмоций. Тексты – Вилюнас В.К.– М., 2014. 5. Кузьмина, Т. И. Психологическое изучение Я-концепции лиц с легкой степенью умственной отсталости / Т. И. Кузьмина // Известия Рос. гос. пед. ун- та им. А. И. Герцена, 2013. 6. Кон, И. С. Открытие Я / И. С. Кон.– М.: Политиздат, 2013.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=