Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

399 П. П. Решетина Факультет технологий и бизнеса, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. В. Савельева ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Ничто так, как труд, не облагораживает чело- века. Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство. Л. Н. Толстой В современном обществе проблема трудового воспитания молодежи, в том числе формирования позитивного творческого отношения к трудовой деятель- ности, осознанного планирования жизненного и профессионального пути при- обрела необычайную остроту. Ведь труд – необходимое условие существования и развития всякого общества и важнейшая для формирования личности дея- тельность. В теории и практике отечественной и зарубежной школы доказано, что правильно организованный труд положительно влияет на нравственное воспитание детей и подростков, духовно их обогащает. Тема труда издавна волновала лучшие умы человечества. Трудовому вос- питанию посвящены многие работы представителей педагогики. Чешский педа- гог-гуманист Я. А. Коменский ещё в XVI веке говорил, что «особенно необхо- димые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде». Считал, что дети должны приносить труд, чтобы не быть «нелюди- мыми или мезотронами, тунеядцами, бесполезными бременем земли». По мне- нию К. Д. Ушинского, «самое развитие человечества остановилось бы: разврат и дикость завладели бы обществом, … с уничтожением необходимости личного труда сама история должна прекратиться». Известный педагог Антон Семено- вич Макаренко утверждал, что «… трудовая подготовка и воспитание трудово- го качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хоро- шего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния» [1]. Воспитывая у ребят умение мечтать, Макарен- ко поддерживал лишь те их мечты, которые пробуждали творческую деятель- ность воспитанника. Соединяя романтику мечты с прозой труда, Макаренко воспитывал деятелей, способных самую смелую мечту сделать замечательной явью. Макаренко сумел воспитать из недисциплинированной, не привыкшей к труду молодёжи горячо преданных Родине, дисциплинированных, любящих труд и желающих трудиться преданных советских граждан [2]. Труд – это основа воспитания личности, если человек имеет навыки и спо- собности долго и продуктивно трудиться, он может применять их в любой сфе- ре своей деятельности. Трудовая деятельность способна не только обучать, но и развивать, ведь она учит эстетическому восприятию окружающего мира. Аме- риканский философ и педагог Д. Дьюи говорил: «Трудовое обучение и воспи- тание в школе выступает как необходимое условие для общего развития. Руч-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=