Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
397 ты и демос. Говоря о культурном и экономическом развитии можно сказать следующее. В Афинах культивировалось любое проявление свободы личности. В Спарте напротив, диктовался отказ от всего ненужного, что выходило за рам- ки естественных потребностей считалось роскошью. Спарта являлась земле- дельческим полисом с замкнутой экономикой, производительным трудом за- нимались илоты. В Афинах развивались такие формы хозяйства, как садоводство и животноводство, торговля и ремесло. Физическое воспитание в Спарте реализовывалось в семье. Ребенок жил с родителями до семи лет, основное внимание уделялось укреплению организ- ма и закаливанию. После семи лет детей отдавали в специальные общественные дома, где их воспитанием занимались заслуженные вольные граждане. Физиче- ская подготовка носила здесь превалирующий характер. В пятнадцать лет подростки входили в группу эйренов. Эйренами называ- ли учителей, задачей которых было воспитание молодых ребят. Основой обу- чения являлось овладение оружием и строевая подготовка. В занятия входили пентатлон (пятиборье), кулачный бой и различные приемы рукопашной схват- ки. В совокупности все эти виды составляли «спартанскую гимнастику». Дос- тигнув двадцати лет, спартанцы переводились в группу эфебов. Эфебами назы- вали молодых людей, достигших возмужалости. В Спарте молодой человек приобретал гражданскую полноценность, и возможность переселиться из ка- зармы в собственный дом только в тридцать лет. В таком направлении осуще- ствлялось физическое воспитание мужского пола. Девушек воспитывали по- добно мужчинам до двадцатилетнего возраста. Они занимались обеспечением порядка в том случае, когда мужчины уходили в военные походы. «Древнегре- ческий философ и историк Плутарх писал о том, что девушки подобно мужчи- нам упражнялись в беге, борьбе, различных метаниях для того, чтобы тела их были крепки и сильны и чтобы такими же были рождаемые ими дети» [2, 57]. В Афинах идеалом воспитания являлся гармонично развитый в умствен- ном и физическом отношении человек. Детей с ранних лет готовят к участию в атлетических состязаниях. Они включали в себя бег, прыжки в длину, мета- ние диска и копья, борьбу и бокс. Подготовку детей к агонам вели педотрибы или «детские тренеры». Обучение осуществлялось на спортивной площадке или палестре. Основной целью палестры являлась физическая подготовка, вос- питание стойкости и твёрдости духа, формирование привлекательного тела, выработка искусных и грациозных движений. «Древнегреческий писатель Лу- киан отмечал, что палестры закаляют нагое тело, делают его здоровым и силь- ным, лёгким и стройным и непреодолимым для противников» [2, 74]. Древнегреческая система физического воспитания включала в себя огром- ное количество разнообразных физических упражнений, которые объединялись в одно общее название – гимнастика, которая «включала в себя такие разделы, как палестрика, орхестрика и игры» [2, 91]. Основу палестрики составляло пя- тиборье, куда входил бег, прыжки, метание копья и диска, борьба. Позже в со- став палестрики вошли кулачный бой и панкратион. Панкратион представлял собой вид единоборства, в котором соединялись удары руками и ногами и бор- цовская техника. Также в палестрику входили плавание, фехтование, верховая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=