Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

396 А. А. Ренев Факультет физической культуры, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В настоящее время такое понятие как физическое воспитание пользуется большой популярностью: c его помощью человек развивает двигательные уме- ния, навыки, физические качества; развивает себя интеллектуально и духовно. Физическое воспитание представляет целенаправленный педагогический про- цесс, целью которого является формирование специальных знаний, умений и навыков. Если же рассматривать физическое воспитание относительно трудо- вой и военной подготовки, то оно выступает как процесс подготовленности к полноценной жизнедеятельности. Выбор темы обусловлен желанием пока- зать, как развивалось и что включало в себя физическое воспитание в Древней Греции, а именно в главных ее полисах – Спарте и Афинах. В философии древних греков тело человека предстает «как храм души и ума» [3], следовательно, влияние физического воспитания способствовало не только физическому и умственному развитию, но так же развитию духовной и интеллектуальной сфер. Мужское население Древней Греции собиралось в гимназиях не только для занятий спортом, но также для обсуждения литера- туры, искусства, философии, устройства государства. Они пытались найти па- ритет между физическим и умственным влиянием, соединяя в себе физические упражнения и интеллектуальные головоломки. Древнегреческий философ Ксе- нофан отмечал, что «большей ценностью обладают мудрость и осмотритель- ность, нежели атлетическая сила и быстрота» [1], так как духовные качества приносят пользу всему государству, а физические – наделяют славой лишь од- ного индивида. Процесс борьбы между значимостью культуры тела и культуры духа заро- дился в Древней Греции с ранних времен. Для одних важным считалось по- строение красивого, сильного тела и развитие физических качеств, другие це- нили духовную сторону личности человека, его умственные способности, принадлежность к искусству и ораторской деятельности. Так, по мнению Пла- тона, «культура состоит из двух звеньев – гимнастики и музыки» [5]. Гимна- стика включает в себя все знания о физической культуре, музыка же – это сто- рона духовной и интеллектуальной культуры. Его постулат – гармония этих двух частей. Итак, Спарта или Лакедемон – официальное название данного образова- ния, обладало собственной системой управления, форма которой – классиче- ская аристократия. Афины же напротив, образец демократии, где все решения проходили с одобрения народного собрания. Общественный строй городов также рознился, в Спарте преобладали две неравные категории – илоты, т. е. рабы и дорийцы – свободные граждане. В афинском государстве количество рабов было незначительным, превалирующим населением являлись аристокра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=