Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

395 молюбия. Впервые агрессивность возникает именно в психотравмирующей си- туации и направлена против тех, кого ребенок считает причиной конфликта. И более типичными ситуациями являются конфликты с родителями, частые, унизительные, несправедливые наказания, ревность к младшему ребенку, изо- лированность в группе сверстников» [4, 23]. Все дети в большей или меньшей степени боятся (избегают) неодобрения со стороны взрослых. Этот страх может привести к развитию устойчивого конформизма, повышенной тревожности, которая в последствии может привес- ти к агрессии. А. Прихожан установил, что раздражительность и эмоциональная чувстви- тельность являются чертами личности, способной на агрессию. Как правило, ребенок с повышенной тревожностью ведет себя не совсем адекватно: он гры- зет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, теребит волосы, крутит в руках разные предметы [4, 157]. Психологи состояние тревоги расце- нивают, как негативное состояние. Поэтому если у младшего школьника отме- чается повышенная тревожность, то это может говорить о том, что ему свойст- венно проявление агрессии и агрессивного поведения. Агрессия часто возникает, когда у ребенка нет «знания» того, как можно реагировать в трудных ситуациях, нет опыта успешного преодоления конф- ликтных ситуаций. Иногда агрессия оказывается защитной реакцией на проис- ходящее. Если человек воспринимает ситуацию как опасную, то агрессия носит «защитный» характер. Таким образом, можно сделать вывод, что агрессивность ребенка зачастую выражается как: 1) самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении; 2) в качестве средства достижения другой значимой цели; 3) способ психологической разрядки; 4)форма защитного приспособительного поведения. Агрессия и агрессивное поведение в младшем школьном возрасте могут быть защитной реакцией организма. В таком случае агрессия носит положи- тельный характер. Если агрессивное поведение является патологией, тогда оно нуждается в коррекции и требует помощи специалистов. Литература 1. Зинченко, В. П. Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Меще- рякова.– М.: Педагогика-Пресс, 2011. 2. Клочко, В. Е. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, за- ведений / В. Е. Клочко.– СПб.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. 3. Практикум по психологии состояний: Учеб. пособие / Под ред. проф. О. А. Прохорова.– СПб.: Речь, 2009. 4. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детст- во, отрочество: Учеб. для студ. вузов.– 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=