Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

394 В. В. Ракитина Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. С. Ивлева ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве человека. Поэтому проблема агрессии де- тей весьма актуальна в наши дни. Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательно- го, эмоционального и волевого. Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности – темпераментом, интроверсией и экстраверсией и пр. [1, 88]. Особенности темперамента ребенка могут приводить к формированию способов поведения, которые воспринимаются как агрессивные. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное пове- дение детей младшего школьного возраста, обычно выделяют: 1) недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; 2) сниженный уровень са- морегуляции; 3) неразвитость игровой деятельности; 4) сниженную самооцен- ку; 5)нарушения в отношениях со сверстниками. Очень часто младшие школьники используют агрессию, чтобы выразить физический дискомфорт. В младшем школьном возрасте агрессия может ис- пользоваться ребенком как способ самоутверждения. В психологии выделяют следующие типы агрессивных детей: 1. Дети, склонные к физической агрессии. Это дети несдержанные, с плохим самокон- тролем, активные, смелые, решительные. Им свойственна импульсивность, не- терпеливость; 2. Дети, склонные к вербальной агрессии. У этих детей выражена психическая неуравновешенность, тревожность, неуверенность в себе, депрес- сивность; 3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии – непрямая аг- рессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников и т. п.); 4. Дети, склонные к негативизму. Оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета. Может нарастать от пассивного сопротивле- ния до активной борьбы [2, 264]. Все, что задевает их личность, вызывает реак- цию протеста. Младшим школьникам с агрессивным поведением свойственны некоторые общие черты. К ним относятся бедность, примитивность ценностных ориен- таций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении к сверстникам, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций [3, 64]. А. Дирки считает, что «проявлению агрессивности, тревожности у млад- ших школьников обычно предшествуют переживания обиды, ущемленного са-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=