Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

39 2. Является важным фактором интерпретации жизненного опыта. 3. Является источником ожиданий. Прежде чем говорить о значение эмоционального образа Я в развитии де- тей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, важно обозна- чить значение эмоций и их основные компоненты. Эмоции – сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента. 1. Физиологический – представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, часто- ты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.). 2. Психологический – собственно переживание (радость, горе, страх и др.). 3. Поведенческий – экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.). Эмоциональные процессы имеют трехкомпонентную структуру: • Эмоциональное возбуждение (Мобилизационные сдвиги в организме. Нарастание возбужденности, скорости и интенсивности психических, мотор- ных и вегетативных процессов); • Знак эмоций (Положительная эмоция побуждает действия, которые ее вызвало и поддерживает их. Отрицательная эмоция побуждает действия, на- правленные на устранение контакта с негативным событием); • Степень контроля эмоций (Частично контролируемые: страх, гнев, радость. Полностью неконтролируемые: паника, ужас, экстаз, отчаяние, страх). [1] Данную структуру можно отнести к развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. При исследовании эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста необходимо помнить о её двойном содержании – это одновременно и объективный процесс взаимо- действия и обмена информацией между людьми, а также оценка им друг друга. Эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характе- ризуется незрелостью и существенным недоразвитием. Естественно это можно заметить в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгком воз- никновении эмоционального возбуждения и плача, а также немотивированных проявлениях аффекта. У детей часто возникает состояние беспокойства. Можно заметить, что у большинства младших школьников с умственной отсталостью лучше воспринимаются те эмоции, в изображении которых боль- ше мимических знаков. Трудности у младших школьников с умственной отста- лостью может вызвать понимание эмоциональных состояний изображённых на картине различных персонажей. Они не могут соотнести движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, которые передают эти движе- ния. Дети допускают неточности, а иногда и искажения при толковании мими- ки персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к бо- лее простым. Младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и исходя из этого эмоцио- нальный контакт со взрослым, потребность общения с ними у детей совсем не возникает. У таких детей отмечаются: низкая самооценка, неуверенность в се- бе, слабость, уязвимость личности, ведущая в определенных случаях к кон-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=