Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

389 приводит к формированию таких качеств, как робость, забитость, нерешитель- ность, ненависть к угнетающему). Второй фактор – эмоциональный контакт ребенка с взрослыми отвечает за включенность родителей в интересы и жизнь ребенка, их непосредственное, но не навязчивое присутствие и роль. Третий фактор – социальные отношения «закладывает основу общения в большом обществе (друзья, учителя, знакомые). Именно родители должны научить ребенка правильному общению с окружающими, т.к. от того, как ребе- нок научится налаживать связи с окружающими, зависит его психологическое здоровье» [2], формирует отношения между родителями и ребенком на основе равноправного партнерства (с единственным отличием, что ребенок «пока про- сто обладает меньшим жизненным опытом» [2]). Необходимыми действиями родителей для создания здорового психологического климата должны быть: обучение «положительному самоотношению и принятию других (т. е. сформи- ровать адекватную самооценку)» [2], развитие рефлексивных умений и навыков (осознанное понимание своих и чужих эмоциональных реакций, нравственная самооценка и анализ поведения других с точки зрения соответствия образцам нравственного поведения); приобретение навыков разрешения конфликтов (может достигаться через «чтение и обсуждение книг, просмотр фильмов/ мультфильмов, проигрывание ситуаций с куклами, обсуждение произошедших в жизни конфликтов» [2]). Четвертый фактор – самооценка и самоуважение влияет на преодоление трудностей, преград, положительное решение конфликтных, кризисных ситуа- ций без ущемления личностных качеств, свободы каждого из участников. Если сами родители страдают от низкой самооценки, то пытаются поднять ее у соб- ственных детей. Вследствие этого могут быть следующие трудности: родители болезненно воспринимают школьные проблемы своих детей, «проецируют на детей свои несбывшиеся надежды, забывая, что ребенок – это отдельная лич- ность со своими уникальными мечтами, желаниями и возможностями» [2]. Главная задача семьи – обеспечение поддержки, но не давление и решение лю- бой возникающей конфликтной, кризисной ситуации за ребенка. Пятый фактор – ограничение доступа к виртуальной реальности, сети Ин- тернет, гаджетам также немаловажен, так как правильный подход в данном во- просе создает комфортную среду и позитивное эмоциональное развитие, за- щитный барьер от «виртуальной агрессии, которая изменяет психику» [2] ребенка, создает осознание понимание границ виртуальности и действительно- сти («до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера» [2], только после 12 лет наступает первое осознание отличий данных сфер в сознании). Негатив- ным следствием данного фактора, отсутствия живого общения между родите- лями и ребенком, отсутствия контроля получаемой информации являются пло- хой сон, сильная усталость, раздражительность, агрессивность ребенка. Шестой фактор – развитие оптимизма, формирует установку на позитив- ное мировосприятие, положительные эмоции. Это в свою очередь возможно ес- ли у ребенка сформированы «способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, <…> в различных ситуациях приходить к состоянию

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=