Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

387 А. А. Популовская Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова РОЛЬ СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Последнее десятилетие все больший интерес привлекают проблемы психо- логического здоровья общества. Одной из наименее защищенных категорий в обществе являются дети. Успешная интеграция и социализация, само-, этно-, конфессионально- идентификация, формирование как личности и т. д., очень важны для здорового и развивающегося общества, прогресса государства и всех его сфер деятельности. Все основания для данного процесса закладываются из- начально в семье как наиболее малого социального института, в выбранных методах воспитания. Поэтому очень важной становится проблема психологиче- ского здоровья детей. Наша статья посвящена рассмотрению роли семьи в со- хранении психологического здоровья детей. А именно детей младшего школь- ного возраста. Среди наиболее известных исследователей проблемы психологического здоровья можно отметить В. А. Ананьева, Б. С. Братусь, И. Н. Гурвича, Н. Г. Гараняна, А. Н. Леонтьева, В. Э. Пахальяна, А. М. Степанова, А. Б. Хол- могорову, И. В. Дубровину, В. В. Давыдова, О. В. Хухлаеву, Г. С. Никифорова, Д. Б. Эльконина и другие. На основании анализа работ данных исследователей, социальных и экономических, культурологических исследований, можно отме- тить, что в нашем обществе существуют множество факторов риска для детей. «Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездо- ровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или клима- том семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье» [1]. В рамках психолого-педагогической литературы проблема психологиче- ского здоровья раскрывается, например, через раскрытие особенностей детей младшего школьного возраста, их здоровья, разработки и внедрения методик диагностики психологического здоровья. Наиболее продуктивными диагности- ческими программами и методиками в рамках выбранной нами темы статьи можно считать: 1) Красно-черная таблица Ф. Д. Горбова; 2) Проективная мето- дика «Кактус» М. А. Панфилова; 3) Методика «Лесенка» В. Г. Щур; 4) Методи- ка «Какие предметы спрятаны в рисунках» и Методика «Запомни рисунки» Р. С. Немова и т. д. Мы хотели бы обратиться к результатам следующего исследования, которое было проведено на базе общеобразовательного учреждения школы № 71. Резуль- таты исследования по методике «Красно-черная таблица» Ф. Д. Горбова показали, что объем внимания у троих учащихся среднего уровня (60 %), у одного ниже среднего (20 %) и у одного низкий (20 %). Распределение внимания у троих высо- кий уровень (60 %) и у двоих выше среднего (40 %). Переключаемость внимания также у троих высокий уровень (60 %), а у двоих выше среднего (40 %).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=