Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

377 А. Д. Полторыхина Факультет истории и права, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ШКОЛА ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА Витторино да Фельтре – это выдающийся итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. После себя он не оставил сочинений, в которых бы рас- сматривал и выражал своё мнение по поводу теоретических и практических ас- пектов образования. Основу деятельности Витторино да Фельтре составляла педа- гогическая практика, которая характеризовалась смешением античных и средневековых традиций, а также новых подходов в воспитании и образовании. В 1420 году он был приглашен правителем Мантуи, чтобы воспитывать его детей. А уже в 1423 году Витторино да Фельтре основал свою собственную школу, которая затем стала называться «Школа Радости» и приобрела широкую известность не только в Италии, но и за её пределами. «Школа Радости» содержалась за счёт самого Витторино и обеспеченных родителей воспитанников. В этой школе все дети содержались в равных усло- виях. Возраст учеников варьировался от 7 до 24 лет. Витторино да Фельтре все- гда придерживался гуманистических взглядов и был убеждён: «Не род делает благородными отдельные личности, а отдельные личности делают род благо- родными» [3, 72]. Поэтому именно природный дар к учению и желание учиться стали главным критерием отбора учеников в эту школу. А основной задачей обучения и воспитания в школе стало выявление и развитие в ребёнке его при- родных наклонностей, но при этом главным условием реализации данной зада- чи стала свобода самого ученика в обучении. «Школа Радости» стала универсальной школой. Здесь изучались предметы по схеме тривиума и квадривиума семи свободных искусств: грамматика, рито- рика, арифметика, диалектика, геометрия, астрономия и музыка. На примере произведений Гомера, Демосфена, Цицерона и Вергилии изучались греческие и латинские языки. История изучалась в рамках истолкования исторических со- бытий, а в философии обращались к этическим учениям. Особое значение в этой школе отводилось искусству говорить. Витторино постоянно произносил то, что нужно уметь хорошо говорить и хорошо жить. Впервые в данной школе стало практиковаться изучение предметов посредством игры. Музыка являлась предметом эстетического воспитания человека. Занятия в школе начинались рано и длились по 7 или 8 часов. Витторино да Фельтре был уверен в том, что чередование предметов – это самый верный подход. На умственные занятия чётко время не определяли, ведь педагог счи- тал, что это зависит от степени одарённости ученика, на которого и времени не жалко. Умственная деятельность чередовалась с физическими упражнениями. Подвижности детей и физическому развитию отводилось также особое внима- ние, поскольку это было обусловлено данной эпохой. Многие его воспитанники

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=