Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

374 К. О. Петухова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. К. Хаидов ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Исследования возможностей формирования самосознания у детей с ЗПР связана с его направленностью на решение одной из фундаментальных проблем специальной психологии – раскрытие психологических условий оптимизации процесса социальной адаптации ребенка как активного субъекта, имеющего свои адекватные представления о себе и владеющего необходимыми навыками саморегуляции. Теоретической разработкой занимались М. С. Певзнер, Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, Т. В. Егорова, С. Г. Шевченко. Они показали, что понятие ЗПР характеризует отставание в развитии психики как целого. Чтобы понять специфику этого ви- да дизонтогенеза исследователи сопоставляли данные клинической, психоло- гической и педагогической диагностики этих детей с тем, что наблюдается у нормально развивающихся и умственно отсталых сверстников. Показано: процесс психолого-педагогической коррекции должен начинаться еще до школы, и чем раньше создаются благоприятные условия развития, тем успеш- нее преодолевается задержка. На настоящее время имеется ряд исследований, посвященных личностному становлению подростков с ЗПР, это работы Н. В. Карпушкиной (Масленниковой), Н. П. Кондратьевой, В. В. Кисовой, И. А. Коневой и др. Недостаточно изучены индивидуальные различия в сроках появления и со- вершенствования основных элементов самосознания дошкольников с ЗПР, так как большинство исследований по этой проблеме не носило лонгитюдно-го ха- рактера. В литературе нет исчерпывающего ответа на вопрос о том, как может осуществляться работа по формированию самосознания ребенка с ЗПР и рас- пределение функций специалистов, участвующих в этом процессе. В состав диагностической программы вошли методики: методика личност- ного дифференциала (ЛД), методика определения мотивации достижения – мо- дификационный вариант теста-опросника А. Мехрабиана, опросник Плутчика – Келлермана – Конте (Life Style Index), методика измерения самооценки Дембо- Рубинштейна для подростков и юношей Данные методики являются наименее энергозатратными, просты в интер- претации полученных результатов, отсутствия их необходимости адаптации в подростковом возрасте, и они соответствуют целям исследования. По результатам методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей выявлено, что у 30 % учащихся средний уровень самооценки, у 70 % учащихся нормальный уровень самооценки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=