Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

372 А. Б. Перова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – И. Н. Антоненкова РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Современные социально-экономические условия побуждают систему об- разования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в частности ФГОС НОО, ставят перед школой задачу формирования гармонично развитой личности, что в свою очередь обязательно предусматривает формирование и развитие различ- ных видов воображения у учащихся. Воображение развивается на разных учебных предметах, в том числе и на уроках изобразительного искусства. Изобразительное искусство, среди других дисциплин, преподаваемых в начальной школе, является необходимым в реше- нии задач развития воображения младших школьников. Это обусловлено тем, что уже в раннем возрасте изобразительная деятельность становится одной из самых доступных и эмоционально-увлекательных форм творчества. Общей це- лью изобразительного искусства является развитие у детей высоких эстетиче- ских идеалов на основе воспитания личностно-ценностного отношения к реаль- ному миру и произведениям искусства, способности к восприятию, пониманию и создания художественных образов, а также на основе формирования потреб- ностей и способностей к творческой самореализации в процессе художествен- ного осмысления мира. Проблемой развития воображения у детей занимались В. В. Алексеева, В. Г. Березина, A. B. Брушлинский, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов, Л. А. Вен- гер, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др. Известны иссле- дования в этой области О. М. Дьяченко, Е. И. Игнатьев, B. C. Мухина, Л. Ю. Суб- ботина и др. Существует несколько определений понятия «воображение». По мнению Ю. М. Бородай, воображение − это психический процесс создания композиций на основе старых образов [1]. Ряд авторов (В. С. Кузин, Л. Ю. Субботина и др.) Определяют воображение как психологический процесс создания образов. Все ученые отмечают, что создание образов в творческом воображении происходит по-разному: для этого используется немало приемов. В частности, основным приемом воображения называют агглютинацию (две части различных предметов соединяются, и получается образ нового предмета). Второй прием, который выделяется, − аналогия (построение образа, похожего на другой). Что же касается других приемов, то ученые выделяют их несколько. Так, Т. С. Комарова дает наиболее полную классификацию приемов воображения [2]: − агглютинация – создание новых образов путем сочетания отдельных частей, имеющихся в нашем сознании образов и представлений;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=