Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
365 В. В. Паньшина Факультет истории и права, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жиз- ни образовательная система страны призвана адекватно реагировать на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением отечественных ученых и педагогов-практиков. «Инновации и традиции – это два полюса мира образования, которые служат ориентиром в развитии педагогической науки и практики» (В. А. Краевский). Обращение к историко-педагогическому наследию Тульского региона, в ко- тором «видное место принадлежит А. Т. Болотову, Л. Н. Толстому, В. Д. По- ленову, возможно рассматривать как один из эффективных путей фундаментали- зации и гуманизации современного отечественного образования и науки, сохра- нения национальных традиций в условиях глобализации и интеграции образо- вательной сферы, а также предполагает возникновение открытости современного человека своему прошлому, востребованность прогрессивного культурного на- следия, в центре внимания которого стояли вопросы просвещения, образования, деятельности учителя, нравственное воспитание личности» [1, c. 30]. Анализ материалов интернет сайтов, педагогической периодики позволил выделить лучшие традиции Тульского регионального культурно-образователь- ного пространства. Среди них, прежде всего, заслуживают внимания те, кото- рые связаны с идеями свободного воспитания личности Л. Н. Толстого и орга- низацией на их основе образовательной развивающей среды. К ним можно отнести: – деятельность ГОУ Тульской области «Яснополянская школа им. Л. Н. Толс- того», являющейся преемницей школы для крестьянских детей, открытой еще в середине XIX века великим писателем и возрожденной в 1928 г.; – функционирование «Муравейного братства» – детского общественного движения, созданного педагогами музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная По- ляна» и основанного на морально-этическом наследии Л.Н.Толстого. Существенную роль в сохранении и развитии традиций педагогики Л. Н. Толстого сыграла деятельность НИЛ «Школа им. Л. Н. Толстого», соз- данной в 1990 г. под руководством В. Б. Ремизова. В эксперименте приняли участие 19 школ Тулы и Тульского края, ставших экспериментальными пло- щадками: гимназии № 3, 4, средняя школа № 65, ДОУ № 156, 138, 143, 103 г. Тулы, Яснополянская гимназия № 2, Крапивенская средняя школа Щекин- ского района, Иншинская средняя школа Ленинского района, Никольско- Вяземская средняя школа и начальная школа «Радуга» Чернского района, По- повская средняя школа Алексинского района, кимовские средние школы № 7, 2, суворовская средняя школа № 2, воловские средние школы № 1, 2, Яснопо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=