Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

363 Е. Ю. Облакова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ПОНЯТИЕ ЛЮБВИ В УЧЕНИИ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ Одним из первых христианских философов, кто в своем учении затронул тему любви, является Августин Аврелий (Августин (354–430 г.) является отне- сенным Церковью к лику святых с присоединением к имени эпитета «Блажен- ный»). Он делает резкую грань между любовью и плотскими влечениями. Так, рассуждая о плотских влечениях, Августин не называет их словом «любовь», а лишь «влечение» или «похоть». Только брачный союз и рождение детей хотя бы как-то может обосновать «влечение». Однако, даже брачный союз не спосо- бен совершить из порока благо. Плотские влечения Августин ассоциирует с клеем на крыльях, который не дает возможность летать: «необходимо очи- щать крылья от клея, чтобы взлететь в небо» [1]. По мнению Августина, разная любовь (к матери, другу, к прекрасному, природе) только тогда имеет реальную важность, когда видит во всем творение Бога и нацелена через творение к творцу. Христианство привело в мир новое представление любви, едва ли не во всем противоположное античному понима- нию. Ключевым средоточием любви христианство утверждает Бога. Ни антич- ный, ни иудейский мир не знали подобного рода любви. Христианское пред- ставление любви существенно отличается от античного. Из древнегреческих пониманий любви христианское вероучение заимствовало только «агапэ» – лю- бовь к ближнему, при этом, вложив более обширный смысл в понятие «ближ- ний» т. е. созданный по образу и подобию Бога любой представитель человече- ского рода. Учение о любви Августина познала много влияний, из числа которых не- обходимо обратить внимание на христианский символ веры и личный духов- ный опыт. Августин считал, что любовь – это любовь к Богу и к ближнему. В Евангелие говорится, что любовь это самое драгоценное качество христиан. Идеалом же Августин считал – христианский идеал любви, который проявил большое влияние на взгляды европейцев. Люди считали, что Августин лишь су- зил сферу любви, но это не так, он распространил взгляд на новый идеал – любви к Богу и великодушной, непохотливой, родственной любви ко всем лю- дям. Данный идеал явился основой для возникновения нового вида любви – любви личности к личности, которую в земном мире называют «настоящей лю- бовью». Августин признает, что в любви принято отношение между тем, кто любит, и предметом любви. Тем самым отношение между тремя величинами такое: тот, кто любит («amans»), то, что любят («quod amatur») и любовь («amor»). Словом «любовь» («amor») Августин отмечает в первую очередь жа- жду, совпадающую с душевной волей человека. Она может быть устремлено или вверх, то есть к Богу и постоянному («ascendit»), или вниз («descendit»), к тому, что стоит ниже воли, то есть обращено к творению. Только лишь когда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=