Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

362 зацией личности на почве затянувшейся после утраты зрения депрессии, неаде- кватных представлениях об отношении к ним как людям «второго сорта» со стороны зрячих, жестком делении общества на «мы» (слепые – слабовидящие) и «они» (зрячие)» [3, с. 201]. Для изучения особенностей развития коммуникативных навыков у слабо- видящих учащихся подросткового возраста были использованы следую- щие методики: «Тест коммуникативных умений Л. Михельсона», «Изучение коммуникативных и организаторских способностей у старшеклассников» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), «Выявление коммуникативных склон- ностей у учащихся» (Р.В. Овчарова), «Изучение застенчивости» (Н. Н. Обозов), «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко). Это обуслов- лено тем, что данные методики являются наименее энергозатратными, просты в интерпретации полученных результатов, отсутствия их необходимости адап- тации в подростковом возрасте, и они соответствуют целям исследования. При- нимая во внимание контингент исследуемых, данные методики были адаптиро- ваны для слабовидящих учащихся подросткового возраста за счет увеличения шрифта тестовых заданий. В исследовании принимали участие учащиеся 6 «Б» МБОУ СОШ № 51 г. Тулы в специальном классе для детей, имеющих наруше- ние зрения, в количестве 8 человек, среди них 4 девочки и 4 мальчика. По результатам исследования у слабовидящих учащихся подросткового возраста было выявлено, что у 60 % учащихся низкий уровень развития комму- никативных умений и навыков, у 30 % – средний, у 10 % – высокий. На основе теоретического анализа коррекционно-развивающих программ и по результатам диагностического исследования по теме «Особенности сфор- мированности коммуникативных навыков у слабовидящих учащихся подрост- кового возраста» была разработана авторская программа в виде социально- психологического тренинга по повышению эффективности общения, в основу которой легли труды следующих авторов: И. В. Тюрлик «Шаг к общению», Н. Слободяник «Уроки общения для младших подростков», Н. В. Машировой «Давайте жить дружно». Программа рассчитана на 12 часов. Продолжитель- ность одного занятия – 45 минут. Общее количество занятий – 16. Предполагается, что коррекционно-развивающая программа поможет по- высить и развить коммуникативные навыки у слабовидящих учащихся под- росткового возраста. Литература 1. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев.– М., 2009. 2. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина.– М., 2008. 3. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак.– СПб., 2007.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=