Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

361 Н. О. Новоселова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. К. Хаидов ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА На сегодняшний день проблема сформированности коммуникативных на- выков у подростков остается такой же острой, т. к. отсутствие коммуника- тивных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его со- циализации. Актуальность исследования коммуникативных навыков у слабовидящих учащихся подросткового возраста обусловлена тем, что степень сформирован- ности данных умений влияет на успешность обучения детей, на процесс их са- мореализации, жизненного самоопределения и на социальную алаптацию в це- лом. Для слабовидящего подростка сформированность коммуникативных навы- ков имеет большое значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, воз- никающих на фоне зрительного дефекта. Близость терминов «коммуникация» и «общение» подтверждается наличи- ем в психологической литературе синонимических словосочетаний: «средства коммуникации» и «средства общения», «коммуникабельность» и «общитель- ность» и т. д. (А. А. Бодалев, Л. Н. Галигузова, А. Б. Добрович, А.С. Золотняко- ва, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, В. С. Мерлин и др.). [1, c. 185]. М. И. Лисина говорит о том, что «общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [2, с. 188]. Таким образом, общение это не просто действие, а взаимное действие, осуществляющееся между людьми, где каждый в равной степени является но- сителем активности. Общение является непременным условием развития психики, социализа- ции подростка с нарушением зрения. А. Г. Литвак говорит о том, что: «При на- рушениях зрения роль речи возрастает, так как она дополнительно берет на се- бя компенсаторную функцию. Одновременно с использованием языка как средства общения слабовидение наталкивается на определенные трудности, к ним относятся трудности анализа ситуации речевого общения и невозмож- ность или сложность восприятия невербальных элементов общения, характери- стики партнеров, расстояния между ними, места общения. Чаще всего затруд- нения в общении среди подростков связаны также с чисто психологическими причинами. Ограничение речевых контактов у слепых в основном обусловлено установкой на избегание зрячих (следствие негативного опыта общения), аути-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=