Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

36 М. А. Ануфриева Факультет психологии, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Ю. М. Васина ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Эмоциональные процессы во многом регулируют все остальные функции ребенка, являются основой его психического развития и здоровья. Целью вос- питания становится контроль эмоционального поведения и формирование по- ложительных эмоциональных образов. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте важно не только для дальнейшего удачного и «безболезненного» пере- хода ребенка на новый этап – обучение в школе, но и во многом эмоциональ- ные процессы в раннем возрасте сказываются на психическом состоянии инди- вида на протяжении всей его жизни. Наиболее интенсивно чувства развиваются именно в дошкольном возрасте. Эмоции могут проявляться как в отношении ребенка к самому себе (уверен- ность и отчаяние, чувство достоинства и неполноценности), так и в отношении к другим людям (дружба, любовь, злоба) и понятиям (например, искусство – эстетические чувства). Изменения в эмоциональном фоне у дошкольников, обусловлены в первую очередь появлением новых интересов, возникновением невостребованных до этого мотивационно-потребительских процессов. В поведении ребенка стано- вится меньше импульсивности, оно становится более глубоким по своему со- держанию. Для формирования позитивного эмоционального фона может быть состав- лен план специализированных занятий. На начальном этапе проходит первич- ное знакомство с эмоциями. Затем знания углубляются и закрепляются. В этом помогает не только живое общение, но и вербализация переживаний, знакомст- во с чужим опытом (в частности опытом сверстников). В результате ребенок лучше начинает понимать других, а главное себя, проявляется эмпатия. Стоит отметить, что в каждом случае требуется индивидуальный подход и подбор наиболее адекватных методов и средств воздействия. Возможен син- тез методик, например психотренинг вкупе с творческим процессом. Необхо- димо постараться преодолеть и купировать проявления агрессии и других нега- тивных эмоция. Но не стоит забывать, что нередко их проявления необходимы для эмоциональной разгрузки. Часто чрезмерно эмоциональное поведение ребенка, в том числе агрессив- ное, лишь способ привлечь внимание. Поэтому важно поощрять положитель- ные действия. Особенно результаты порученных заданий, которые в свою оче- редь необходимо давать, по возможности, опираясь на положительные качества присущие ребенку. Для эмоционального развития особенно благоприятны за- дания требующие инициативы и проявлений положительных качеств.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=