Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

359 для постоянного самостоятельного и устойчивого овладения новыми знаниями через участие в непрерывном образовательном процессе и профессиональное самосовершенствование. Это обстоятельство ведет к перемещению акцента обра- зовательного процесса на студента; активизирование его познавательной деятель- ности; к формированию мотивации и стимулировании умения самостоятельной работы. Рассматривая в широком смысле слово самостоятельная работа, можем сказать, что она включает совокупность всей самостоятельной деятельности сту- дентов во время учебных занятий в аудитории и вне ее. При этом самостоятельная работа вне аудитории является существенным показателем активности и инициа- тивности студентов в процессе решения различных задач [3]. При определении сущности понятия «самостоятельная работа» важно от- метить, что существенная роля в процессе ее планирования, организации и осуществления играет преподаватель. В условиях высшей медицинской шко- лы, именно преподаватель тот, кто направляет самостоятельную работу студен- тов в нужном направлении, устраняя трудности, связанные с овладением учеб- ного материала, создает атмосферу творчества и активной смысловой деятельности. Этим способом он способствует построению отношений сотруд- ничества и партнерства со студентом. Важный элемент характеристики само- стоятельной работы студентов это контроль со стороны преподавателя для оп- ределения степени соответствия достигнутых результатов поставленных задач с предварительно сформулированными целями. Для успешного выполнения самостоятельной работы необходимо форми- ровать у студентов стабильный интерес к выбранной специальности. Устойчи- вый интерес прямо зависит от их мотивации, которая подталкивает желания или нежелания для творческой деятельности. Мотивация к учению проявляется в осознании студентами сущности исполняемой деятельности. В связи с этим особенную роль играет психологическая настройка, как по отношению к обу- чению, так и по отношению к расширению горизонта общих знаний. Говоря другим словами, студенты должны ясно сознавать, что результаты их самостоя- тельной работы могут повышать их образовательный уровень и соответственно уровень их профессиональной компетентности. Эффективный способ повышения мотивации к учению это введение в об- разовательный процесс активных и интерактивных методов обучения, которые могут способствовать развитию инициативности и самостоятельности студен- тов для достижения определенного познавательного результата. В условиях медицинского образования обычно осуществляются следую- щие виды самостоятельной работы [2, c. 34]: по цели обучения: – для восприятия новых знаний; – для утверждения и расширения уже усвоенных знаний; – для формирования умения и навыки в связи с применением усвоенных знаний на практике; по месту проведения: – аудиторная самостоятельная работа; – внеаудиторная самостоятельная работа;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=