Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

358 На основе этого понимания о профессиональной компетентности, можно принять положение, согласно которому профессиональная компетентность кад- ров здравоохранения должна включать следующие характеристики: «знания в профессиональной области, опирающиеся на систематизированную теорети- ческую базу, которая включает в себя фундаментальные, общенаучные и про- фессиональные знания, умения и навыки, определяющие успешное усвоение узкой профилированной деятельности; знания, определяющие успешные цен- ностные ориентации (общие и профессиональные ценности, профессионально- этический кодекс); экономическая, управленческая, педагогическая и т. д. дея- тельность; формирование умений и навыков, которые обеспечивают успешное решение общесоциальных и профессиональных проблемных ситуаций; осваи- вать и реализовывать роли, присущие одной или другой деятельности; форму- лирование промежуточных и конечных целей; принятие правильных решений в конфликтных ситуациях; оценивание и коррекция поведения, на основе реф- лективной управленческой деятельности, опирающейся на эффективное обще- ние; активная адаптация к меняющимися условиям; успешная коммуникатив- ная деятельность; стремление к постоянному профессиональному совершенст- вованию и рост; чувствительность к мнению профессионального сообщества; авторитет в конкретной области профессиональной деятельности» [1, с. 303]. Здесь следует отметить, что в своей целости все перечисленные до этого характеристики профессиональной компетентности отражают на практике ка- чество образования будущего специалиста, потому что качество определяется как его конкурентоспособность и мобильность, так и степень удовлетворенно- сти потребителями. Понятие «профессиональная компетентность» отражает ре- зультаты профессиональной подготовки: степень профессионализма, профес- сиональные возможности для решения сложных проблем, возникающих в реальных ситуациях профессиональной работы, через усвоение знаний, нака- пливание профессионального и жизненного опыта и овладения эффективными стратегиями принятия решения. Профессиональная компетентность рассматривается еще как комплекс ключевых, основных и специальных компетенций. Ключевые компетенции проявляются в способности решения профессиональных проблем, через ис- пользование информации, коммуникации и социально-правовых норм поведе- ния индивида в обществе. Базовые компетентности отражают специфику конкретной профессиональной деятельности и позволяют построить образова- тельный процесс, который фокусируется на достижении определенной степени образования, построении сотрудничества с другими участниками, применении профессиональной самостоятельности. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной сферы профессиональной деятельности. Надо отметить, что независимо от их многообразия, все компетенции раз- рабатываются в узком сотрудничестве между собой и в целом способствуют формированию профессиональной компетентности будущего специалиста. Имея в виду тот факт, что динамическое научное и социальное развитие общества ведет к быстрому старению полученных студентами знаний и уме- ний, в ходе обучения будущим профессионалам следует приобретать умения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=