Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

356 предложенного комплекса были скомпанованы по трем блокам в зависимости от направлений логопедической работы. Первый блок включает задания на раз- витие пассивного словаря. В него вошли задания типа: «Покажи, где ... ?», «Выбери», «Изобрази», « Подбери картинку», «Раздели» и др. Материал второго блока направлен на акуализацию словарного запаса и перевода лексики из пас- сивного словаря в активный. Актуализация достигалась за счет следующих за- даний: «Назови одним словом», «Назови части», «Чье это жилище», «Кто как передвигается», «Кто как ест», «Кто что умеет делать», «Добавь слово», «При- думай слово», «Скажи наоборот (найти антонимы)», «Сравни», «Закончи пред- ложение», «Скажи по-другому (найти синонимы)». Задания на непосредствен- ное развитие активного словаря были сконцентрированы в третьем блоке. Он включал следующие игры и упражнения: «Расскажи про…», «Объясни значе- ния слов», «Придумай загадку», «Объясни», «Путаница», «Что изменилось», «Опиши…», «Мечтатель», «Что перепутал художник». Логопедическая работа с применением данного комплекса заданий позво- лила качественно и количественно обогатить лексический запас дошкольников с общим недоразвитием речи. После реализации описанного комплекса у детей наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса, дети ак- тивно пользуются всеми частями речи; лексика не только обогащается, но и систематизируется: слова группируются в семантическое поле, правильно распределяются внутри него. Большинство дошкольников свободно распоря- жаются словарным запасом, отмечается точный выбор слов. Лексика дошколь- ников экспериментальной группы характеризуется разнообразием тематики, речь стала содержательнее и выразительнее. Работа по обогащению лексиче- ской стороны речи способствовала формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, ан- тонимы, синонимы и т. д. В процессе работы над развитием словаря дети при- учались не только пользоваться словом, но и активно оперировать им. Таким образом, результаты исследования позволяют рекомендовать со- ставленный нами комплекс заданий по обогащению лексического запаса к ис- пользованию в практической деятельности специалистов, работающих с данной категорией детей. Литература 1. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дош- кольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.– СПб.: Союз, 2001. 2. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина.– СПб.: Союз, 2005. 3. Основы логопедической работы с детьми: Учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей нач. классов, студ. пед. училищ / Под общ. ред. Г. В. Чиркиной.– М.: Владос, 1995.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=