Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

355 О. В. Назарова Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – С. Г. Лещенко НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий лексический запас, что обеспечивает свобод- ное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, по- нимание литературных произведений, теле и радиопередач и т. п.). Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно рас- поряжаются словарным запасом. У других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается [3]. По мнению ряда исследователей (Р. И. Лалаевой, Г. А. Волковой, О. Е. Гри- бовой, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой и других), основной контингент стар- ших дошкольников с общим недоразвитием речи, имеет третий уровень речево- го развития. На фоне относительно развернутой речи у них наблюдается неточное употребление многих лексических значений. Отмечается снижение объема активного словаря, в котором преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. Описывая словарный запас детей с общим недоразвитием речи (III уро- вень), исследователи отмечают не только его ограниченность (преобладание слов, обозначающих конкретные предметы и действия, при недостаточном ко- личество обобщающих слов, а также слов, обозначающих абстрактные поня- тия), но и недостаточное понимание значений слов, особенно тех, которые ред- ко используются в обиходе. Причем именно эта особенность, являющаяся одной из самых типичных для рассматриваемой группы детей, лежит в основе многочисленных ошибок в употреблении слов [1]. Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Задачи и содержание логопедической работы вытека- ют из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенса- торных возможностей детей. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы преду- сматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей лого- педической работы [2]. При работе над развитием лексической стороны речи логопеду необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать не- сколько направлений работы над ними. Нами был разработан комплекс заданий, направленный на обогащение лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=